Летний (22 мая) / Зимний (19 декабря)

К 150-летию
освящения придела во имя Святителя и Чудотворца Николая
(Кочаки)

Wolkonskyland (приход Кочаки)
или

Отель минус 3*** (1805+)
музейно-туристический продукт (онлайн (с 22.05.2020) +)
Николин день (Летний/Зимний) –
престольный праздник Ясной Поляны,
пятнадцати соседних с ней деревень (приход Кочаки)
и
всех приходов и церквей Святого Николая,
одинаково почитаемого всеми мировыми конфессиями
(Международный День).
Его образ – Дед Мороз (Санта Клаус) знаком и обожаем с детства.
Он исполняет желания (никого не судил при жизни).

В Никольской церкви (Кочаки) был крещен Л. Н. Толстой (1828) и др.
Церковь была перестроена (1864–1870):
разобран придел во имя Святого мученика Иоанна Воина;
построена новая трапезная с приделами:
Святого мученика Иоанна Воина (освящен (1864));
Святого Благоверного князя Александра Невского (освящен (1866)).
По завершении работ был освящен (6 (18) мая 1870)
придел во Имя Святителя и Чудотворца Николая.

Так звали отца Л. Н. Толстого Н. И. Толстого и деда Н. С. Волконского.
Так зовут похожих на них героев его «Войны и мира»
(Николая Ростова и старого князя Николая Андреевича Болконского).
Реальным персонажам Ясная Поляна принадлежала (1763–1847).
Вымышленные созданы (1862–1869) здесь Л. Н. Толстым, обобщая ее и делая вкусной.
Ясная Поляна расположена в одном регионе с бывшим средневековым княжеством Волкона (Wolkana) князей Волконских (22-я линия потомков Рюрика).
Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» – единственный мемориальный музей в РФ, связанный с первой русской династией.

Актуальность:
– наличие корректных вопросов (услуги) у посетителей музея
в отсутствие корректных документированных ответов на них;
– приходская Никольская церковь (Кочаки) – госучреждение (до 1918),
как и др. приходские церкви (Синод Российской империи).
Часть их функций (документирование таинств рождения и др.)
сохраняется как запись актов гражданского состояния (рождение и др.) (с 1918).
Метрические книги (Кочаки) по объему хронологии (1800–1918)
все еще превосходят аналог ЗАГСов (1918–2020)
и др.

Цели, задачи
разработка – вне наукообразия – фактологии,
актуальной для музееобразующей деятельности музея и др.;
выявление объектов культурного наследия;
и др.

Источниковая база:
архив прихода Кочаки
(в составе архива музея:
– закрытие Никольского храма (Кочаки)
(в отсутствие распорядительных документов органов госвласти о закрытии (1930-е)
храмов и церквей на территории Тульской области);
– охрана музеем кладбища при Никольской церкви (с 1935);
– решение Тулоблисполкома о передаче музею Никольской церкви (1941);
– завершение разбора архива в музее (22 июня 1941 года);
– открытие Никольской церкви (1946)
при активной позиции (решающее согласование и др.)
С. А. Толстой (Есениной), внучки Л. Н. Толстого, директора музея;
– оформление экспертизы архива (1969))
и др.

Объекты показа:
Кочаки + до 16 сел и деревень, относившихся к приходу
(памятники и др. выявленные объекты культурного наследия);
документы Архивного фонда Российской Федерации;
предметы Музейного фонда Российской Федерации
и др.

Программа
1 день+
Экскурсия (Кочаки (церковь и кладбище));
Посещение церковной службы в честь Св. Николая
лето/зима:
вечерняя (21 мая / 18 декабря)
и/или
утренняя (22 мая / 19 декабря);
Экскурсия (Кочаки (церковь и кладбище));
Экскурсия (обзорная) по объектам прихода;
Экскурсия (Ясная Поляна);
Именинный обед (реконструкция);
Проживание, транспорт и др.
Сопровождение (тексты)

«Практическое значение»
(экскурсия)
«Что же скажет леди Кэтрин де Бëр?
[…]
– Эта гостинная слишком мала.
– Нерадивые строители, не сделали залу для аудиенций.
[…]
– Я бы хотела почистить зубы.
– Конечно, принадлежности уже перед Вами:
березовые веточки, молотая соль и свежий кусок мела».
[…]
– Сколько у Вас денег?
– Один фунт.
– У меня два. Один из них я дам Вам, и мы сможем купить Вам платье.
[…]
– У нас же с Францией, вроде бы, война.
– Война с Францией – традиция.
Война с Парижем немыслима.
Свет ее не признает.
[…]
– Через эту нишу вы проходите в книжную георгианскую Англию.
После чего мы все…»
//

«Ожившая книга…»/«Lost in Austen»
(Dan Zeff/Дэн Зефф, Guy Andrews/Гай Эндрюс, 2008)

Л. Н. Толстой вернулся в Ясную Поляну, вступив в наследство (1847).
Среди прочего, планировал изучить практическую медицину.
Оказался одним из самых молодых (19 лет) землевладельцев прихода Кочаки, пережившего «год холеры» (1848).
Тогда в приходе (½ версты от церкви) возникло «новое кладбище»:
1 десятина земли – пожертвование соседки Л. Н. Толстого Е. А. Бранд
(две из четырех сторон соседствовали с Ясной Поляной).
К слову, на ее бывшей земле располагается «АЗОТ».
Третья пандемия холеры (1847–1862) пришла из Китая,
охватила всю Европу, Россию, Индию.
Эпидемия в России (1848) охватила 34 губернии, заболело более 1700000 человек…
В отличие от второй пандемии, когда А. С. Пушкин, вернувшись в Болдино, чтобы вступить в наследство, пережил (1830)
Болдинскую осень, в третью пандемию от карантинов в России отказались на основании выводов медицинского сообщества,
что действительно не повлияло на скорость распространения болезни.
Л. Н. Толстой, в отличие от А. С. Пушкина, в пандемию в передвижениях ограничен не был.
Даже участвовал в Крымской войне, когда французская армия
до высадки в Крыму потеряла 10 % своего личного состава.
Единообразно по завершении пандемий А. С. Пушкин (1831), Л. Н. Толстой (1862) женились.
Причем Л.Н. Толстой на дочке врача.

«ОТДЕЛ I.
Местность.
Село Кочаки
Находится под 54° северной широты и под 7 1/4 ° восточной долготы, считая за первый меридиан, проходящий чрез Пулковскую обсерваторию. Село это расположено в 17 верстах от губернскаго города, Тулы, в направлении на юг, от уезднаго же города, Крапивны, в 31–32 верстах в направлении на северо-восток. Недалеко от Кочаков расположены следующие приходы: на востоке, – в 5ти верстах, село Мясоедово, на юг в 5ти же верстах – село Тросна, западнее Тросны, верстах в 8 ти от Кочаков, село Колядино, и наконец, еще западнее, верстах в 10ти – село Головеньки. Почти через самое село Кочаки проходят три дороги: в нескольких саженях разстояния от церкви идет большая, грунтовая, так называемая, старая дорога, в таком же почти разстоянии эту дорогу пересекает шоссейная (каменная), Киевская, и наконец, в полутороверстном, или и того менее, разстоянии проходит железная дорога, – Московско-Курская.

Реки в селе Кочаках нет, пруда своего тоже нет, хотя недостатка в воде для людей и скота не ощущается, так как есть и колодезь, обильный водою хорошаго качества, и – в лощине, под усадьбами, – ручей, никогда не высыхающий и известный под названием «Кочака».

Местность, на которой расположено село и весь приход, ровная, нельзя сказать низьменная, довольно обильная лесами и, вследствие всего этого, климатическия условия ея скорее благоприятны для здоровья, чем вредны. Почва несовсем плодородная, по качеству своему – суглинистая требующая сильнаго удобрения.
[…]

ОТДЕЛ II.
Приход.
[…]
Село «Кочаки» получило свое название от слова «Кочка», причем, одни объясняют причину такаго названия кочковатостью местности, на которой, будто-бы, была построена церковь [кочек и теперь еще много недалеко от церкви, в лощине, по которой протекает ручей «Кочак», получивший свое название, вероятно, уже после того, как здесь образовалось село Кочаки], другие же – доселе еще существующим между прихожанами преданием о «Николе на кочке». Сущность этого предания заключается в следующем. Когда-то, давно, на том месте, где теперь стоит церковь, нашли, будто-бы, икону Николая Чудотворца, стоящею на кочке; эту икону взяли в деревню Ясную Поляну, но она оттуда ушла и явилась, будто-бы, опять на прежнем месте. Это и послужило поводом построить здесь церковь во имя Чудотворца−Николая. Икона, найденная на кочке, получила название «Николы на кочке», а возникшее село стало именоваться Кочаками.

Прихожане села Кочаков почти все русские, православнаго вероисповедания, за весьма немногими исключениями, так напр. есть один поляк, католическаго вероисповедания, женатый на русской-православной, и несколько немцев, лютеранскаго вероисповедания, принадлежащих, впрочем, к так называемым «временнопроживающим». К числу последних (т.е., временнопрожив.) нужно отнести двух старообрядцев, […]родников.

Сектантов, кроме графа, Льва Николаева Толстого, известнаго основателя «толстовщины», нет в приходе.

Из общаго числа (4000) прихожан села Кочаков есть несколько семейств дворянских (3 дома, 20 душ), купеческих и мещанских (16 домов, 136 душ обоего пола) и военных (39 дворов, 483 души); остальныя все–крестьяне–земледельцы, живущие в следующих деревнях: Воробьевке (13 двор. 139 души), Телятинках (17 дв. 198 д.), Ясной Поляне (50 дв. 428 д.), Казначеевке (13 дв. 156 д.), в 2х Колпнах (46 дв. 438 д.), в 3х Озерках (20 дв. 186 д), Бабуриной (35 дв. 273 д.), Деменке (14 дв. 128), ПодъИванькове (14 дв. 139 д), Ясенках (40 дв. 344 д), Грецовке (11 дв. 123 д.), Угрумах (8 дв. 89 д.) и Крестах (5 дв. 30 д.).

Из всех прихожан особенно выдается одна личность, – генеральша, Агрипина Васильева Крюкова (Булаева), ныне умершая и погребенная в церковной ограде села Кочаков (в особом склепе). Г-жа Крюкова, при жизни своей, жертвовала много денежных средств на благоукрашение храма, не раз обновляла его, 6ть лет тому назад (1888 г.) построила при церкви хорошую, каменную церковно-приходскую школу и все время ее содержала, а по смерти завещала капитал (140 тыс. руб.) на содержание прежде построенных ею школ и построение и содержание новых.

Относительно степени усердия прихожан к делам благочестия нужно сказать следующее. Храм, во время богослуженья, посещается довольно исправно, так что, не смотря на дальния разстояния, отделяющия прихожан от церкви, молящихся почти всегда бывает достаточное количество. Тоже самое нужно сказать и о посещении храма мирянами в родительския субботы и другие поминальные дни, равно как и в простые воскресные и праздничные дни бывает много желающих помянуть своих родных как на проскомидиях, так и на панихидах. Но об усердии к говению и исповеди этаго сказать нельзя. Не смотря на неоднократныя внушения среди года в проповедях и «на духу», не все ежегодно говеют, причиною чего служит в большинстве случаев дальность разстояния от храма (есть деревни, находящияся в 12, 10, 8, 6, 4 и 3х верстном, разстоянии от церкви).

Суеверий и примет, каких-нибудь особенных, местных не заметно; общеизвестныя же и общераспространенныя (тяжелый день, заговор, «глаз», переход через дорогу и пр.) хотя и держатся еще в приходе, но уже теряют свое первоначальное значение, а некоторыя даже нисходят на степень шуток (таково, напр., катание дьячка по земле бабами на Святой неделе, после общаго молебна)
[…]»
//
«Церковная летопись по Николаевской церкви
села Кочаков Крапивенского уезда Тульской епархии»

Именинный обед.
«В 1811-м году в Москве жил…
Князь Николай Андреич…
В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его
 дома, но он никого не велел принимать, а только немногих, список которых он передал княжне Марье, велел звать к обеду.
… в это именинное утро старый князь… устало ходил по дому, придираясь ко всем и делая вид, что он не понимает того, что
 ему говорят, и что его не понимают.
[…]
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду.
Дом князя был… был такой маленький кружок… в котором лестнее всего было быть принятым.
… Растопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в
 Николин день, что он не может быть:
− В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
[…]
Небольшое общество, собравшееся в старомодной высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом было похоже на собравшийся торжественный совет судилища. […] Князь Николай Андреевич слушал, как верховный судья… Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что все шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где осуждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости…
[…]
– сказал старый князь… Ныне все пишут!
[…] за жарким подали ШАМПАНСКОЕ. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. […]
Когда вышли в гостиную к кофе…
Князь Николай Андреич… высказал свой образ мыслей…
… войны наши с Бонапартом…
… сказал граф Ростопчин… Наши боги – французы, наше царство небесное − Париж.
[…]
– Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! […] взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры…
– Прощай, голубчик, – гусли… сказал старый князь… поднялись и
 другие.
[…]
− Можно еще посидеть? … валясь в кресло подле княжны…
В приятном послеобеденном состоянии…
//

(Война и мир. Т. II. Ч. 5. Гл. III-IV)

Тост обеда −
«За ШАМПАНИСТОВ «Войны и мира»!
Тост может быть развернут
до:
«За главного ШАМПАНИСТА…»
«За заглавных…»
«За обеспечивших прецедент тоста (2020) читателей (с 1868)»
«За шампанизацию… гусарско- фильмографическую…»
и др.

Культурологическое и др. обоснование:
Франция (Шампань) – единственный производитель Шампанского (1811).
Россия второй по объему его заказов потребитель в мире (1814–1917).
Как и моды из Парижа (Цитата по «Музей». 2006. № 1. С. 54),
Шампанское в России (1811) –
контрабанда (через Кëнигсберг) в нарушение антифранцузской коалиции (1809),
в том числе, патриотами.

Проникновение Шампанского в Россию связано с именем агента «Клико» на рынках Пруссии, Австрии, России Луи Бона, успешно представленного в Петербурге императору Александру I и императрице Елизавете Алексеевне.

После вторжения Наполеона (патрон Шампани) в Россию (июнь 1812) Александр I запретил (указ) ввоз французского вина в бутылках (вино в бочках теряло свойства). Луи Бон зарегистрировал «Клико» как поставщика кофейных зерен и ввозил в Россию небольшими партиями шампанское в бочках для кофейных зерен.

Первая (после отмены запрета) открытая поставка (10350 бутылок)
в Петербург (июнь 1814) −
урожай 1811 года − «Вино кометы»
(«Vin de Bouzy 1811 de la Comete»/«Вино из Бузи 1811 года, года кометы»),
12 рублей за бутылку.

«…Из всех хороших вин, уже ударивших в головы северян, ни одно не походит на розлив 1811 года… Это дивное вино действует убийственно… по крепости, как венгерское вино, желтое, как золото. Ни малейшего битого стекла, а пена, тем не менее, такова, что полбутылки вместе с пробкой выливается на пол» (Цитата по Википедия: «Вдова Клико», «Louis Bohne», «Cuvée de la Cométe»).
Что имел ввиду в «Войне и мире» Л. Н. Толстой (выращивал кофе в Ясной Поляне), под переходом из гостиной (после шампанского) в гостиную (к кофе)?
+
Рецепт жаркого «старше» рецептов С. А. Толстой.

продолжение следут

© Д. Н. Тихонова, 2020
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственный мемориальный и природный заповедник
«Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2020
 
Опубликовано: 21 мая 2020 г.