Игры, интерактивные занятия, творческие классы.
Подробнее ПодробнееМузейные занятия, направленные на развитие творческих и познавательных способностей младших школьников.
Подробнее ПодробнееДети знакомятся с усадебной и музейной культурой, узнают о жизни и творчестве Льва Толстого.
Подробнее ПодробнееДетское межрегиональное общественное движение, реализующее принципы толстовской педагогики
Подробнее Подробнее«После бала»
Материал подготовлен участниками Летней школы для учителей литературы совместно с редакторами проекта «Полка»
Подробнее Подробнее«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства...»
Только в детстве мы по-особому смотрим на мир, совершаем открытия и верим, что чудеса возможны. Сохранить это ощущение, наполнить жизнь ребенка волшебными красками, звуками, чувствами помогут музейно-педагогические занятия, созданные сотрудниками музея для детей.
Развлекательно-познавательная программа для каждого класса формируется в зависимости от личных пожеланий. В нее могут быть включены народные игры и забавы, исторические беседы, экскурсии, конкурсы, викторины, творческие мастерские, а также катание в экипаже по усадьбе и чаепитие с пирогами в русской избе.
Тематическая экскурсия «Война и мир», рассказывающая об истории создания романа, его персонажах и прототипах, а также викторина «По страницам романа» на знание произведения. Декорацией для викторины служит выставка «Мозаика эпопеи», специально разработанная для данного проекта.
Возраст
Рекомендуется для учащихся 10–11 классов.
В уютных комнатах старинного господского дома легко поверить в таинственные рассказы о сошедших с полотен нарядных дамах и кавалерах… Пройдите по дому писателя и перенеситесь в далекое прошлое, когда Льва Толстого ласково называли Левушкой, и вы узнаете много нового о его детстве и семье.
Знаете ли вы, что всего сто лет назад игрушки из магазина были редкостью, зато каждый ребенок мог сам сделать для себя потешку из того, что было под рукой? Предлагаем вам познакомиться с нашими игрушками-самоделками, у каждой из которых своя история. А еще вы сможете сделать своими руками куклу-закрутку и вылепить птичку из глины.
Осень – это время созревания и сбора урожая, время ярких красок, когда земля покрывается разноцветным ковром опавшей листвы, а ягоды рябины наливаются фантастическим цветом.
Рябину особо почитали и любили на Руси. Она часто упоминается в народных песнях, сказках, приметах, поговорках, загадках. Отмечая рябинкины именины, вы узнаете о ее магических и лекарственных свойствах и поучаствуете в веселых играх.
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
В Ясной Поляне всегда рады гостям! Самый уютный и гостеприимный уголок в усадьбе – старинная русская изба. Здесь все настоящее: печь, которая занимает полдома, сундуки, где хранятся предметы домашнего обихода и старинные наряды, красный угол с иконами. Хозяйка избы встретит вас в традиционном крестьянском костюме и расскажет о своем доме. Добрых гостей она угостит вкусным чаем с яснополянскими травами и сладкими пирогами.
Хотите отправиться в прошлое и познакомиться с особенностями крестьянской школы XIX века? На занятии вы узнаете много интересного о яснополянской школе и почувствуете себя ее учениками: познакомитесь с рассказами из «Азбуки» Толстого, попробуете решить на счетах старинные задачи, ощутите на собственном опыте, как трудно было писать пером и чернилами.
Хотите посмотреть, как выглядит Ясная Поляна с высоты птичьего полета? На нашем занятии с помощью миниатюрных макетов жилых и хозяйственных построек вы сможете поэтапно воссоздать историю строительства и развития Ясной Поляны. Вы увидите, как усадьба менялась, обретая знакомые нам черты, и узнаете много нового о жизни ее обитателей.
В увлекательном путешествии по живописным лесным уголкам Ясной Поляны вы сможете проявить свою смекалку и наблюдательность, проверить командный дух и сплоченность класса, узнать интересные сведения о заповеднике и его обитателях и просто весело провести время в компании друзей! Вас ждут загадки и испытания, удивительные открытия и незабываемые впечатления!
С давних времен существует традиция украшать усадьбы парками и садами. Ясная Поляна не стала исключением. В ландшафте усадьбы все стремится к естественности, натуральности; в любом ее уголке вы чувствуете себя в уединении. Во время пешеходной экскурсии по Ясной Поляне вы не только пройдете по живописным липовым, орешниковым, дубовым и яблоневым аллеям, но и узнаете много интересного об истории усадьбы, которая насчитывает более двухсот лет.
Возраст
Рекомендуется для детей старше 10 лет.
Усадьба Ясная Поляна – это малая родина Льва Толстого. Здесь жили несколько поколений предков писателя и его большая семья. Как велось хозяйство в усадьбе, что было необходимо для жизни, а что служило ее украшением? Ответы на эти вопросы вы узнаете во время экскурсии. Вы сможете погрузиться в живую усадебную атмосферу и почувствовать ту самую чистую радость – радость природы, о которой писал Толстой.
Приглашаем вас в увлекательное путешествие по усадьбе Ясная Поляна в компании сказочных героев! Вместе с персонажами русских сказок вы пройдете испытания, чтобы найти верный путь и встретиться у новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой! Вас ждут веселые игры, хорошее настроение и сюрпризы от Деда Мороза.
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Рождество – самый добрый и светлый праздник, когда нас окутывает атмосфера волшебства и ожидание чудес. Много красивых обычаев и обрядов связано с этим праздником на Руси. Посетив Ясную Поляну в дни Рождества, вы сможете поучаствовать в святочных гаданиях и, надев забавную маску и взяв рождественскую звезду, отправиться колядовать.
Приглашаем вас вместе встретить самый веселый, озорной и шумный праздник. Вы узнаете о традициях празднования Масленицы на Руси, поучаствуете в старинных забавах, изготовлении и сжигании соломенного чучела, покатаетесь на санях и отведаете горячего чая с блинами.
Как принято готовиться к празднику Пасхи? Что значит «христосоваться»? Откуда пришла традиция крашения яиц и подношения их в качестве подарков? Об этом вы узнаете на нашем занятии. Также вы сможете расписать яйцо-сувенир традиционными пасхальными символами.
Приглашаем именинника и его друзей провести день рождения в старинной русской избе! Добрая хозяйка и ее сказочный помощник устроят для вас настоящий народный праздник. Вместе с ними вы вспомните самую известную русскую народную сказку и разыграете ее шуточный вариант. Повеселитесь так, как умели веселиться по праздникам в деревне, с песнями и плясками под аккомпанемент русских народных инструментов. А как приятно посидеть с друзьями у самовара за праздничным столом!
Абонемент – цикл занятий для младших школьников, которые регулярно проводятся в музее в течение учебного года, с целью развития творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Дети знакомятся с усадебной и музейной культурой на примере традиций семьи и усадьбы Льва Толстого.
Рекомендуется для учащихся 2–4 классов.
Добро пожаловать в Ясную Поляну, в милый сердцу гостеприимный дом Льва Николаевича Толстого. Вы пройдете по старинным комнатам и услышите рассказ о детских годах Левушки Толстого.
Представьте себя учеником школы Льва Толстого: звон колокольчика приглашает на урок. Ты почувствуешь, как нелегко было научиться читать, считать и писать крестьянским детям в то время.
Милости просим в крестьянскую избу! Гостеприимная хозяйка за чашкой чая расскажет о крестьянской жизни, народных традициях и обрядах.
Рождество – это особый праздник со своими традициями: ряжеными, вертепом, рождественскими играми, песнями и гаданиями. В заснеженной Ясной Поляне в морозный январский день вы ощутите волшебство таинственного праздника.
Знаете ли вы, что всего сто лет назад игрушки из магазина были редкостью, зато каждый ребенок мог сам сделать для себя потешку из того, что было под рукой? Используя природные материалы, вы изготовите своими руками народную игрушку.
Приглашаем вас повеселиться на Масленице в Ясной Поляне: отведать блинов, смастерить масленичное чучело и принять участие в народных играх. Приходите зиму проводить, а весну встретить!
Что такое усадьба? Какие бывают парки? Как велось хозяйство в Ясной Поляне? Узнайте б этом, путешествуя по живописным уголкам заповедника.
Познавательные занятия для школьников, во время которых дети знакомятся с усадебной и музейной культурой, узнают о жизни и творчестве Льва Толстого.
Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Количество посетителей – 10–20 человек (школьная группа, класс). Занятия проходят в галерее «Ясная Поляна» в Туле.
Темы занятий:
Дети узнают об истории создания яснополянской усадьбы и ее основателе – деде Л. Н. Толстого. С интерактивным макетом «Яснополянская усадьба» построят мини-усадьбу
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Дети знакомятся с компьютерной презентацией редких фотографий обитателей усадьбы, работают с натуральными природными объектами, отгадывают ребусы и загадки, восстанавливают картину животного мира усадьбы и Тульского края.
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Дети изучают понятия: «аллея», «оранжерея», «фруктовый сад», «ясли», «клумба», «рабатка», «английский парк», «регулярный парк». На время занятия они становятся ландшафтными дизайнерами, вовлекаются в процесс планирования усадьбы, работают с цитатами из произведений Льва Толстого на тему природы.
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Дети работают с книгой «Ясная Поляна для детей», знакомятся с жизнью Льва Толстого и фактами из его биографии, которые он запечатлел на страницах произведений.
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Виртуальная экскурсия в двухэтажный Дом-музей писателя позволит детям рассмотреть экспонаты – мебель, книги, письменные принадлежности, одежду Льва Толстого и узнать о разных музейных предметах много интересного.
Возраст
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Дети узнают о жизни музея в разные годы, в том числе, во время Великой Отечественной войны, о хранительской, экскурсионной и выставочной работе. Познакомятся с копиями экспонатов, которые, в отличие от мемориальных предметов, можно потрогать, испытать в действии.
Возраст
Рекомендуется для детей 11–15 лет.
Занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Подробнее Подробнее«Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага старого заказа» (Л. Н. Толстой. «Воспоминания»).
Детское межрегиональное общественное движение «Муравейное братство» было создано в 1999 году и с тех пор успешно работает, находясь под покровительством музея-усадьбы «Ясная Поляна». Это движение непременно возникло бы именно в Ясной Поляне, раньше или позже, поскольку его появление было предопределено личностью Л. Н. Толстого, его творческим и педагогическим наследием, а также притягательностью усадьбы, являющейся сейчас культурным и образовательным центром.
Само название движения было подсказано Толстым. История о «муравейных братьях» и «зеленой палочке» – сильное и важное воспоминание из времен детства писателя. Уже в зрелом возрасте он пишет: «Самые счастливые годы – детские», а детский возраст – это «первообраз гармонии правды, красоты и добра». Высокую миссию учителя, воспитателя он видел в сохранении этой гармонии и оказании помощи ребенку в самосовершенствовании, а базовую задачу образования – в выработке у учащихся нравственного отношения к жизни.
Высшим моральным законом, противостоящим закону насилия, Толстой считает любовь. Этическая сторона любви проявляется в конкретной деятельности добра: «Любить вообще значит делать доброе. Так мы все понимаем и не можем иначе понимать любовь. И любовь не есть только слово, но есть деятельность, направленная на благо других». Вот такой деятельностью и занимаются участники движения «Муравейное братство», реализуя на практике идеи толстовской педагогики. Направления работы разнообразны: воспитательно-образовательное, культурологическое, экологическое, патриотическое и другие.
Главная цель движения – оказание содействия детским учреждениям в развитии и становлении поколения XXI века. Задача же состоит в том, чтобы, используя богатый потенциал наследия Л. Н. Толстого, помогать формировать у детей ценностное отношение к человеку и природе, стимулировать их духовное развитие и стремление к нравственным идеалам.
Структура движения проста. Ясная Поляна выполняет функции идейного центра, объединяющего всех. Здесь находится постоянно действующий руководящий орган движения – Центральный совет, который организует работу на местах. Расширяется география движения путем образования отделений и представительств, которые на данном этапе охватывают 11 городов (Тула, Самара, Воронеж, Рязань, Липецк, Екатеринбург, Уфа, Пенза, Астрахань, Щекино, Казань). Число участников постоянно растет, поскольку местные отделения увеличиваются за счет новичков, присоединяющихся к идеалам «Муравейного братства».
Подводя итог своих жизненных исканий, Толстой выразил мысль, ставшую нашим программным определением:
«Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанных платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает» (Л.Н. Толстой. «Воспоминания»).
Если вас заинтересовала деятельность нашего Движения, если вам близки идеи любви, добра, сострадания, если вам не безразлична судьба юного поколения нашей Родины, вы можете присоединиться к «Муравейному братству». Присоединяйтесь!
В рамках работы студии проводятся занятия по лепке по программе «Глиняная сказка в Ясной Поляне», а также мастер-классы по рисованию с применением нетрадиционных техник и по созданию флористических композиций. Средняя продолжительность каждого занятия – 1 академический час.
Занятия проводятся регулярно в течение учебного года с целью социальной и творческой реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. С работами, созданными на занятиях творческой студии, дети участвуют в выставках, конкурсах и других мероприятиях для детей с ОВЗ.
В конце учебного года для детей-участников студии и их родителей организуется выезд в музей-усадьбу Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», наполненный интересными событиями.
Рекомендуется для детей от 4 лет. Количество детей в одной группе – 4-7 человек.
Льготная стоимость одного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья – 100 рублей. Оплата на месте.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка, оказывают общее психотерапевтическое воздействие. Лепка развивает зрительное восприятие, пространственное и образное мышление, мелкую моторику рук, координацию движений рук и глаз, благотворно действует на нервную систему, успокаивает, способствует тонкому восприятию формы, цвета. В процессе лепки у детей воспитывается усидчивость, аккуратность, развиваются трудовые навыки, творческие способности, художественный вкус. Кроме того, прикосновение к прекрасному развивает воображение, умение видеть и чувствовать красоту вокруг, гармонизирует личность в целом.
На занятиях ребята изготавливают несложные глиняные изделия, знакомятся с особенностями и приемами лепки из глины, с историей гончарного ремесла.
Работа осуществляется в два этапа: лепка из глины и роспись обожженного сувенира гуашью на одном из следующих занятий. Готовое изделие – результат собственного труда – дети могут взять с собой.
Занятия по программе «Глиняная сказка в Ясной Поляне» проводит сотрудник сектора сохранения, возрождения и развития творческих традиций музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребенка, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисуя, ребенок раскрывает внутренний мир, проявляет собственную фантазию. При создании картины углубляются представления ребенка об окружающем мире, запоминаются характерные особенности предметов.
Занятие рисованием выполняет терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
На занятиях дети овладевают традиционными изобразительными навыками и умениями, а также нетрадиционными техниками (монотипия, кляксография, интуитивное рисование), учатся смешивать цвета, сочетать их между собой, выделять главное в картине, сопоставлять предметы между собой, понимать форму изображаемого предмета, раскладывать изображение на элементарные геометрические фигуры и так далее.
Занятие проводит Ольга Алексеевна Андреева, народный мастер России, член Союза художников, член международной Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО.
Занятия флористикой – одна из традиций семьи Толстых. Жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая создавала гербарии из цветов и трав, по сей день растущих на территории усадьбы. Сегодня в музее эта традиция продолжается, и наши мастера умеют сохранять яркую красоту яснополянских цветов и трав.
Флористика – очень увлекательное занятие. Работа с природным материалом расширяет представление об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в различные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и, что очень важно, мелкую моторику рук, а, следовательно, развивает взаимосвязь между полушариями головного мозга, координацию движений. В процессе систематического кропотливого труда движения детских рук приобретают уверенность и точность, а создание оригинальных композиций из засушенных растений вдохновляет ребенка и гармонизирует его личность.
На занятиях под руководством художника-флориста дети создают работы в комбинированной технике из природного материала, собранного в Ясной Поляне.
«После бала»
Рассказ Толстого «После бала» был опубликован только в посмертном собрании сочинений писателя. Этот небольшой текст затерялся в тени его более масштабных произведений. Как устроен рассказ и почему он важен для понимания позднего Толстого — разбираются участники Летней школы для учителей литературы в Ясной Поляне вместе с редакторами проекта о русской литературе «Полка».
Герой рассказа Иван Васильевич, явно пользующийся моральным авторитетом и приносящий большую (хотя и не названную) общественную пользу, сообщает, что его собственные представления о добре и зле и всю его жизнь изменил буквально только случай, произошедший с ним в юности. Студентом он был без памяти влюблён в красавицу по имени Варенька и пользовался взаимностью. Наблюдая, как Варенька танцует на балу со своим отцом, полковником, он любуется их статью и сияющими улыбками. Под утро, не в состоянии заснуть от счастья, студент приходит к их дому, где становится свидетелем ужасной сцены: полковник командует расправой над солдатом-дезертиром. Это зрелище соединяется в сознании героя с образом Вареньки, положив конец и его любви, и намерению делать военную карьеру. Сюжет был основан на реальном воспоминании Толстого, описанного им также в статье «Николай Палкин» (1886): «Что было в душе тех полковых и ротных командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцовал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы на завтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». По одной из версий, в этом рассказе писатель иносказательно описывает собственное разочарование в религии: добропорядочный и симпатичный полковник совершает зверскую расправу над солдатом (причём мусульманином) в Чистый понедельник, первый день Великого поста, и с точки зрения общественной морали, основанной на формальном христианстве, он прав — Толстой, однако, не принимает подобной правоты.
В августе 1903 года, в Ясной Поляне. Толстой пишет рассказ по просьбе еврейского писателя Шолом-Алейхема: тот готовит литературный сборник в пользу евреев, пострадавших во время кровавого погрома в Кишинёве 6–7 апреля 1903 года. В письме зубному врачу из Елисаветграда Эммануилу Линецкому, который просил Толстого публично высказаться о погроме, Толстой пишет о необходимости «доброй жизни, исключающей не только всякое насилие над ближним, но и участие в насилии и пользование для своих выгод орудиями насилия, учрежденными правительством»*. Тема насилия и его орудий отзовётся и в рассказе. Впервые Толстой упоминает о замысле рассказа в дневниковой записи от 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». Через два месяца, 9 августа Толстой записывает в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец» (первое название рассказа — Прим.ред.). Недурно». Затем Толстой даёт рассказу новое название — «А вы говорите» — и продолжает работать над ним до 20 августа.
* Толстой Л. Н. - Линецкому Э. Г., 27 апреля 1903 года
Рассказ строится на противопоставлении двух частей, через которое показан внезапный переворот в сознании главного героя. Два основных эпизода — бал и сцена телесного наказания — это два мира, разделенные символической завесой тумана, сквозь который проходит главный герой. Противопоставление двух эпизодов подчеркивается контрастом звуков, цветовой палитры, чистоты — грязи, любви — жестокости, духовного — телесного. Так,например, пленительные звуки мазурки из первого эпизода, которые всё ещё звучат в душе героя, сменяются «неприятной, визгливой мелодией», барабанной дробью и свистом флейты. А светлая и нежная палитра светского бала резко контрастирует с грязными, тёмными, агрессивными цветами сцены экзекуции. Разница между мирами подчёркивается и деталями внешности персонажей: если на балу рассказчик замечает на лице полковника «ласковую, радостную улыбку, как у дочери», то в сцене экзекуции в глаза ему бросается оскал белых зубов наказываемого. Заботливый отеческий взгляд полковника из сцены на балу во второй части рассказа становится грозным и злобным. И вместе с тем, эти два мира — часть одного целого: мы видим их глазами одного и того же рассказчика, и внимание его сосредоточено на фигуре одного и того же полковника, со всё той же мягкой замшевой перчаткой на руке. В каком-то смысле, второй мир — и продолжение, и изнанка первого, невидимая для гостей на балу.
Летом 1903 года, когда создаётся рассказ, Толстого всё чаще посещают мысли о скорой смерти, о чём он говорит в своём дневнике. В то же время он много думает о том, что происходит в стране. Ещё в начале года он пишет «Обращение к политическим деятелям (о политике и нравственности)», где ясно высказывает свою гражданскую позицию: он убежден в «той самой простой, всем понятной и неопровержимой истине, что для того, чтобы была добрая жизнь между людьми, нужно, чтобы люди были добрые». Среди вещей, больше всего возмущающих Толстого, — смертная казнь и телесные наказания: в 1900-е он пишет о них несколько рассказов и памфлетов. Сюжет рассказа Толстому подсказало одно из семейных воспоминаний — о короткой влюбленности его брата Николая. В 1903 году, после просьбы Шолом-Алейхема, Толстой записал в дневнике: «В еврейский сборник: веселый бал в Казани, влюблён в (Ко[рейшу]) красавицу, дочь воинск[ого) начал[ьника]-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берёт ее и идет мазурку. И на утро после влюблённой бессонной ночи звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинск[ий] начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо)».
Как ни странно, в русской критике начала XX века рассказ «После бала» остался слепым пятном. Будучи опубликован в посмертном собрании сочинений Толстого, этот небольшой текст затерялся в тени гораздо более масштабного произведения «Хаджи-Мурат», тоже впервые увидевшего свет в этом трёхтомнике. Как отмечал в статье «Толстой после 1880 г.» Дмитрий Святополк-Мирский, «между тем, что написал Толстой до 1880 года, и тем, что он написал после, пролегла глубокая пропасть». На смену художнику пришёл последовательный проповедник. В основу толстовского учения легли нравственные принципы христианства без мистической и обрядовой его сторон, а главным из них стало непротивление злу насилием. Писатель «отверг авторитет Церкви, поддерживающей действия государства, и осудил государство, поддерживающее насилие и принуждение», а вместо слепого следования церковным догматам, традициям и правилам призвал слушать голос собственной совести — это соображение критика в полной мере можно отнести и к «После бала».
По предположению Виктора Шкловского, работа над рассказом повлияла на одновременный более крупный замысел Толстого — повесть «Хаджи-Мурат»*, где также присутствует волновавший писателя мотив варварских телесных наказаний — здесь приказ о наказании 12 000 ударами отдаёт сам Николай I. Как и «Хаджи-Мурат», рассказ «После бала» вошёл в основной толстовский канон — хотя, что неудивительно, занял в нём скорее периферийное место. Он не раз переиздавался вскоре после революции (иногда вкупе со статьёй Ленина «Л. Н. Толстой») — в первую очередь как иллюстрация жестокости царского режима. В 1961 году появилась его короткометражная экранизация (режиссёр Анатолий Дудоров). «После бала» не раз приводили в пример как образец повествовательной техники: так, Дьёрдь Лукач в работе «Рассказ или описание?» говорил о «великом эпическом искусстве» Толстого, которое проявляется в умении сохранять в тексте напряжение (речь идёт о трансформации образа отца-полковника). Он же в работе «Толстой и развитие реализма» писал, что «После бала» — самый «формально законченный рассказ», равного которому не знает западная литература. Очевидной и традиционной трактовкой рассказа в советском литературоведении (Николай Гудзий, Владимир Жданов и другие) был протест против смертной казни и телесных наказаний; рассказ рассматривался в комплексе с «Николаем Палкиным», «За что?», «Не могу молчать» — художественными и публицистическими высказываниями Толстого на эту тему. Позднее делались попытки взглянуть на рассказ по-новому: например, Александр Жолковский, вооружённый методологией фольклориста Владимира Проппа, рассматривает «После бала» как вариант сказочного сюжета о волшебной невесте. Сегодня толстовский рассказ включён в школьную программу. Некоторые считают его одним из поворотных текстов русской литературы: например, он открывает антологию «Русский рассказ XX века», составленную Владимиром Сорокиным и сфокусированную на восприятии тела в русской словесности, до того практически «бестелесной».
* Шкловский, «Повести о прозе»
Рассказ «После бала» Толстой написал в 1903 году, и по сюжету он представляет собой события одних суток. Но внутреннее время произведения занимает более 30 лет. Первый временной порог, который мы видим, — 40-е годы XIX века, эпоха Николая I, время политической реакции. Были отложены все прогрессивные реформы, намеченные в царствование Александра I, введены жестокие телесные наказания в армии (шпицрутены), за что император получил прозвище «Николай Палкин». Его приход к власти был обагрён кровью декабристов. Общественная и политическая жизнь была заморожена. Политические дискуссии о путях развития России и все молодёжные собрания запрещены («не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий»), и герой сообщает слушателям, что «были… просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились». Перед нами студент, полный надежд и желания любить. Бал открывает перед ним путь в мир упорядоченной иерархии, к карьерному росту: обоюдная симпатия молодых людей и доброе отношение отца Вареньки к герою делают будущий брак Ивана Васильевича с полковничьей дочерью фактически предрешённым. Но затем вся жизнь героя меняется «от одной ночи, или скорее утра». Второй временной пласт — 1880-е годы, спад прогрессивных общественных настроений и вырождение их в «теорию малых дел», время распространения социалистических идей, в том числе и в публицистике. Именно поэтому Иван Васильевич, говоря о своей молодости, вспоминает, что тогда никаких кружков и политической активности молодых не было. Оба этих временных пласта по своей сути — максимальное замедление общественной и политической жизни, в то время как для конкретного героя жизнь ежедневно продолжала свой ход. Поэтому в рассказчике мы видим человека зрелого, уже способного подвести итоги прожитого. Любопытно, что герой в зрелом возрасте ни о чем не жалеет: он отказался от карьеры, женитьбы, семьи, но сохранил себя как личность, вызывая уважение у окружающих: «…сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Сознательный отказ героя от того, чтобы быть человеком системы, связан с мировоззрением Толстого: любая творимая человеком несправедливость разрушает душу, но ресурс для сохранения в себе человека — у каждого внутри. Иван Васильевич сохраняет эту духовную цельность до зрелого возраста. Эмоциональное, спонтанное решение, принятое в юности, рационально проходит через всю жизнь и лишь подтверждается с течением времени и накоплением жизненного опыта. Сам же рассказ появляется из-под пера Толстого в 1903 году, что дает еще один временной аспект, смысл которого необходимо трактовать в соответствии с философией и этикой позднего Толстого. В качестве параллели можно вспомнить, как в 1860-е Толстой работал над «Войной и миром»: замысел романа о возвращении ссыльных декабристов привёл его к 1825 году, затем к 1812-му и 1805-му.
Варенька в третьем часу ночи на балу дарит Ивану Васильевичу пёрышко из веера. Пёрышко как значимая деталь этого эпизода может иметь несколько интерпретаций: культурологическую, символическую, фольклорную. Язык веера — важный элемент светского этикета дворянской культуры XIX века. Например, закрытый веер означал, что девушка хочет закончить разговор; если женщина сложенный веер прикладывала ко рту, это означало «Молчите, нас подслушивают»; веер, приложенный левой рукой к правой щеке, означал «Да», а правой рукой к левой щеке — «Нет». Героиня толстовского рассказа, отдавая герою пёрышко от веера вместе с перчаткой, недвусмысленно показывает, что его чувства пользуются взаимностью. Согласно символической трактовке, веер — сувенир культурной (бестелесной) любви героев. Перья веера, не касающиеся тела женщины, — символ платонического чувства. По культурной традиции, перо — атрибут «крылатой души» (в славянской культуре душа изображалась в образе ласточки). Варенька с ног до головы в белом, цвете, символизирующем невинность: в пёрышке, которое она вручает герою, можно увидеть ещё один намёк на то, что герой воспринимает её как ангела, как бы уделяющего ему перо из собственного крыла. «Дайте же веер, сказала она. / Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер. / Так вот вам, чтоб вы не жалели, сказала она, оторвала пёрышко от веера и дала мне» — эта сцена бестелесной страсти противопоставлена эпизоду телесного наказания татарина. Согласно архетипическому представлению, перышко соотносит Вареньку с жар-птицей, то есть невестой-вредителем, которая приобщает героя к обрядовым таинствам (бессонница, наблюдение за сценой наказания vs свадебное насилие, испытание героя).
Участники Летней школы для учителей литературы в Ясной Поляне в 2020 году — Елена Александрова, Евгения Бартенева, Елена Бузина, Анна Горушкина, Ольга Дабуль, Дана Дагурова, Анна Делианиди, Ирина Добрынина, Ирина Евлампиева, Анна Еремеева, Антон Ермаков, Ольга Задорская, Евгения Кадетова, Вера Кастрель, Инна Корнеева, Татьяна Лапина, Диана Матвеева, Яна Медведева, Диана Минец, Ирина Морозова, Федор Мостовский, Анастасия Орехова, Ольга Петрова, Ольга Попова, Лариса Рубцова, Галина Снигирева, Татьяна Сологуб, Светлана Чернакова, Галина Щербакова.
Наказание шпицрутенами — длинными гибкими прутьями из лозы — в российской армии было введено Петром I по примеру армий Швеции и Англии. Удары шпицрутенами (или палками) назначались за различные провинности, тяжесть наказания зависела от тяжести проступка. Так, за неопрятный мундир полагалось от 100 ударов и более, за пьянство — 300–500 ударов, за воровство у товарищей — 500 ударов. Татарина в рассказе наказывают за побег, это был самый серьезный проступок для солдата — и соответственно, самое серьёзное наказание. За первый побег назначали 1500 ударов, за второй — до 3000, за третий — до 5000. Впрочем, точный объём наказания зависел от воли полкового командира. Экзекуцию, которую мы видим в рассказе, называли «прогнать сквозь строй»: провинившегося проводили сквозь строй солдат, каждый из которых должен был ударить его. Нередки были случаи, когда солдат забивали до смерти. Толстой не случайно указывает, что полковник носит усы à la Nicolas I — в стиле Николая I: в эпоху правления Николая I, когда происходит действие рассказа, телесные наказания в российской армии были чрезвычайно распространены. Во Франции эта практика была упразднена в конце XVIII века, в эпоху Великой французской революции, в Пруссии, Италии и Бельгии — к 1830 году. В России же наказание шпицрутенами было отменено Александром II только в 1863 году, а полностью телесные наказания были упразднены в 1904 году, через год после создания рассказа.
Варвара Бабицкая,
Лев Оборин,
Юрий Сапрыкин (проект «Полка»)
.У собеседников Ивана Васильевича возникает сомнение в правдивости его слов: «И я вальсировал ещё и еще и не чувствовал своего тела». «Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только своё, но и её тело, — сказал один из гостей». В самом деле, Иван Васильевич, создавая образ своей первой чистой любви, подробно говорит о теле Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид». Однако, объясняя отношение к телесности своего поколения, Иван Васильевич говорит: «Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя» (Быт. 9:18–29). Иван Васильевич как будто бы намеренно не называет понятное всем имя Хама, ставшее нарицательным. Хам был проклят Ноем за то, что смотрел на него обнаженного, не устыдившись. Одновременно ответ героя содержит отсылки к пониманию телесности в романтическом контексте: Иван Васильевич вспоминает прозу Альфонса Карра, французского автора повестей о первой любви и её разочарованиях, что напоминает нам сюжет «После бала». Телесное ярко, гротескно, безобразно проявляется в кульминационном эпизоде рассказа: сцене наказания беглого солдата-татарина. Исследователи обращают внимание на двухчастную структуру рассказа, резкое противопоставление бала и экзекуции. Отсылка к истории Ветхого Завета в рассказе Ивана Васильевича о бале позволяет сравнить вторую часть текста с Новым заветом, ведь через сцену наказания шпицрутенами просвечивает распятие Иисуса Христа. В этой сцене словом «стыд» рассказчик возвращает нас к первой части текста — герой одинаково относится к телу и на балу, и в сцене казни: он одевает Вареньку в «бронзовые одежды», в сцене экзекуции стыд превращается в физическую тошноту. Толстой так натуралистично изображает наказание будто для того, чтобы читатель тоже физически ощутил и боль, и стыд. Отношение героя к телесному и в первой и во второй части имеет одну и ту же природу — отказ от телесного. Семья и военная служба, казалось бы, так по-разному изображённые в рассказе, — те два института, к которым Толстой всегда имел сложное отношение. И брак, и военная служба представлялись писателю воплощением ограничения свободы человека и источниками насилия, грехом и препятствием на пути к спасению души. Поэтому сначала Толстой отрицает воинскую повинность, а позже называет плотскую любовь и брак грехом: («брак, если не всегда, то из 10 000 — 1 раз не портит всей жизни… <...> если бы с детства и в полном возрасте внушалось людям, что половой акт... есть отвратительный, животный поступок, который получает человеческий смысл только при сознании обоих того, что последствия его влекут за собой тяжелые и сложные обязанности выращивания и наилучшего воспитания детей»). В браке и плотской любви Толстой видел «служение себе», противоречащее христианскому идеалу «отречения от себя для служения Богу и ближнему».
полковник — абсолютное зло?
Пётр Владиславович Б., один из центральных персонажей рассказа Толстого «После бала», представлен в разных ситуациях. Попробуем проследить, каким мы видим его в сцене бала: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Ивана Васильевича умиляют «опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Полковник много улыбается, ласково и радостно, он общителен, весел, нежен с дочерью и приветлив со всеми гостями. Герой испытывает к нему «какое-то восторженно-нежное чувство». Полковник показан в динамике и статике, особенно выразителен в сцене танца с дочерью. Толстой несколько раз подчеркивает его грузность, за которой возраст, опыт, знак противоречивости образа, что мы и увидим дальше. Утром Иван Васильевич и видит полковника совсем другим: «высокий военный в шинели и фуражке» наблюдает за исполнением приказа — наказанием солдата, и той же сильной рукой в замшевой перчатке, которую он подавал на балу Вареньке, бьёт «по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Судя по всему, эту обязанность полковник исполняет не нехотя: он ревностно следит за тем, чтобы экзекуция проводилась по правилам — была максимально жестокой. Умиление героя сменяется ужасом, доходящим до физической тошноты, он думает об этой ситуации и задаёт себе вопросы: является ли то, что делал полковник, дурным делом? Что такого знает полковник, чего не знает Иван Васильевич? На первый вопрос он отвечает отрицательно, признавая это злом и не желая принимать в нём участия, так как понимает, что в этом противоречии повинен социум: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». А на второй ищет ответ всю жизнь. Сам Толстой считал, что «в жизни человеку не стоит отвечать злом не зло, не противиться злу насилием». Эти наблюдения отражены и в трактате «В чём моя вера?» (1884). Получается, что полковник абсолютным злом не является: он представитель системы, которая вынуждает его так поступать. Служить этой системе герой не хочет и не может: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».