Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Выставка «О детях и для детей»

128 сентября - 22 октября 2017 года
галерея «Ясная Поляна»


На выставке будут представлены иллюстрации к «Азбуке» Л.Н. Толстого, созданные разными художниками на протяжении почти всего ХХ века и хранящиеся в фондах музея-усадьбы «Ясная Поляна». Это работы В.А. Фаворского (1932 г.), М.Х. Горшмана (1941 г.), В.И. Курдова (1940-е гг.), Е.М. Рачёва (1949 г.), А.Ф. Пахомова (1960-е гг.), Н.А. Ращектаева (1970-е гг.), М.Н. Ромадина (1978 г.), С.М. Харламова (1988 г.).

145 лет назад, в 1872 году, вышли в свет «Азбука» Л. Н. Толстого и его четыре книги для первого чтения. В одном из писем Лев Николаевич признавался: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких…». Сейчас это пособие не используется в школе целиком, однако рассказы и рассказики из «Азбуки» включаются в программу внешкольного и школьного чтения и продолжают издаваться. По простоте языка эти рассказы доступны самым маленьким детям, а иллюстрации, без которых немыслимы издания «Азбуки», помогают юным читателям следить за сюжетом.

К «Азбуке» Толстого обращались художники-иллюстраторы разных стилей и направлений. Работы, представленные на выставке «О детях и для детей», позволяют увидеть и сравнить особенности их творческого метода, мировоззрения, отношения к жизни и искусству. Ведь книжная иллюстрация предполагает не только раскрытие профессиональных качеств художника, но и его умение проникнуть в суть произведения, сделать наглядной его главную мысль. На характер этого произведения влияют и технологические параметры – формат печатного издания, размеры страницы, шрифт, и каждый иллюстратор по-своему находит гармонию между изображениями и текстом.

Открытие выставки состоится в 17:00. Посетить ее можно со вторника по воскресенье с 11:00 до 18:00. Стоимость билета без экскурсионного обслуживания: для посетителей до 16 лет – бесплатно, для льготных категорий – 15 рублей, полный билет – 30 рублей. Стоимость билета с экскурсией: для посетителей до 16 лет и льготных категорий – 30 рублей, полный билет – 45 рублей.

Для справки:

Владимир Александрович Фаворский (1886-1964) – признанный классик книжной иллюстрации, теоретик искусства книжной графики. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык гравюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально. Обращаясь к творческому прочтению литературного произведения, художник стремился определить, чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в словесных образах писатель.

Мендель Хаимович Горшман (1902-1972) – график, живописец, книжный иллюстратор. Учился во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) на графическом отделении у П. Митурича, В. Фаворского и Н. Купреянова. В 1930-е гг. работал в основном как книжный и журнальный график, среди оформленных им книг на русском языке немало связанных с еврейской тематикой. Обращение Горшмана к литературе на идиш было закономерным, этот язык был для него родным; кроме того, еще с 1920-х гг. его связывала личная и творческая дружба с рядом деятелей еврейской культуры. В 1941 г. Горшман с семьей эвакуировался в Киргизию, где работал в местном отделении ТАСС, а также писал пейзажи. Этот жанр занимал в его творчестве центральное место в 1940–50-х гг., хотя он по-прежнему много работал в книжной графике.

Валентин Иванович Курдов (1905-1989) – рисовальщик и акварелист, мастер книжной иллюстрации и станкового эстампа. Учился во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, преобразованный из ВХУТЕМАС). Собирался стать художником-живописцем и даже не задумывался о книжной графике, пока ему в руки не попала маленькая книжечка с иллюстрациями Владимира Лебедева, возглавлявшим тогда художественный отдел «Детгиза». После встречи с Виталием Бианки Курдов начал работать как иллюстратор детских книг. Многие считали его «звериным художником», но сам он замечал, что «посложнее оказался». Да и звери на его рисунках получались не очень «детские». Это не милые меховые существа, но именно звери со всей присущей им подчас жестокостью и силой. За иллюстрации к сказкам Р. Киплинга, сделанные в 1980 г., он два года спустя получил диплом имени Х. К. Андерсена в Кембридже.

Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики. В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. Работал в «Детгизе». Сотрудничал и со многими другими издательствами. Когда в конце 1940-х годов он впервые принес свои рисунки с героями-животными, так похожими на людей в издательство, то там сильно озадачились. Это было совершенно по-новому. Никто так не рисовал. Почти год не решались печатать. Но напечатали – и книги пошли нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. Около 20 лет проработал главным художникам издательства «Малыш».

Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) приобрел известность как художник, изображающий детвору. Учился у В.В. Лебедева, с конца 20-х годов под его руководством начал работу в книжной графике. Много лет сотрудничал с детскими журналами «Чиж», «Еж» и «Костер». Мастерство художника и любовь к детям сделали его работы глубоко содержательными и волнующими. Знание детского быта, наблюдательность, четкий рисунок помогли ему создать запоминающиеся образы. Конкретность и эмоциональность сюжетов прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия и стали одной из специфических черт книжной графики для детей. Иллюстрации отличались разнообразием композиционных решений.

Никифор Андреевич Ращектаев (1929-1995) – живописец, книжный график. Работал художником-оформителем. Обучался на факультете декоративно-монументальной живописи в Московском художественно-промышленном училище. С 1955 года жил и работал в Калуге, оформлял книги для Приокского книжного издательства, среди которых вышло несколько по произведениям Л.Н. Толстого.

Михаил Николаевич Ромадин (1940-2012) – советский и российский художник, живописец, график, художник книги, кино и театра. Почетный член Российской академии художеств. Окончил ВГИК. Художник в третьем поколении: дед М.А. Ромадин – художник-примитивист, отец Н.М. Ромадин – пейзажист-академик. Художник-постановщик фильмов: «Первый учитель», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо», «Солярис».

Сергей Михайлович Харламов (1942) – член Союза художников России, Народный художник России, лауреат премии Андрея Первозванного. Окончил отделение декоративно-прикладного искусства Московского Высшего художественно-промышленного училища (быв. Строгановское). Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Наибольшую известность получили его книжные иллюстрации, выполненные в технике ксилографии. Любовь к книге, к русской литературе стала лейтмотивом всего творчества художника. На иллюстрирование каждой серьезной книги или на создание цикла станковых гравюр художник тратит годы упорного кропотливого труда.

 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
mosaic_100x100