Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Выставка «Последняя повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Автор и герои»

P107063713 ноября 2014 года - 15 января 2015 года
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой

К столетию написания повести «Хаджи-Мурат» в Махачкале открылась выставка, посвященая автору и героям этого великого произведения, соединившего в себе воедино мощь гения молодого Толстого и взвешенную, всему знающею цену, зачастую горестную мудрость старца, глубокое знание жизни.

Организаторами данного выставочного проекта выступили Государственный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой при участии Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея им. А. Тахо-Годи, Научной библиотеки ДНЦ РАН, Управления культуры Администрации г. Махачкалы, Администрации Дербентского района.

_061Л. Н. Толстой приступил к написанию «Хаджи-Мурата» в августе 1896 г. и писал ее с небольшими перерывами на протяжении 8 лет до декабря 1904 гг. Впервые, в сокращенном варианте повесть, согласно воле автора, была опубликована только в 1912 г., после смерти Льва Николаевича, в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1912 г. с большими цензурными пропусками. Полностью, без цензурных пропусков текст «Хаджи-Мурата» был напечатан В. Г. Чертковым в том же 1912 г. в третьем томе берлинского издания «Посмертных художественных произведений Л. Н. Толстого». Отдельным изданием она была опубликована в 1916 г. Иллюстрации к изданию были выполнены Е. Е. Лансере.

Толстой начал писать повесть на семьдесят четвертом году жизни, отметив в записной книжке после прогулки в имении своего брата «Пирогово»: «Вчера иду по черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме черной земли – ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан, и белый загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью…; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. – Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивал жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее». Первоначальное название повести: «Репей».

P1070549Описание начинается с чудесной картины природы, полной поэзии лета: русское поле, запах трав, «прелестный подбор цветов» - и по контрасту перепаханное поле, смерть репья-«татарина», погубленного человеком. Однако силы природы неистощимы: «среди мертвого черного поля – другой «татарин», перееханный колесом, «вымазанный черноземной грязью, …вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожавшему всех его братьев кругом». «Экая энергия! – подумал я…» Сломанный, но не сдающийся репейник становится для Л. Н. Толстого символом неиссякаемой мощи и энергии жизни. И в памяти писателя возникает образ Хаджи-Мурата – горца, «который тоже отстаивает жизнь до последнего».

Насчитывается двадцать три начала и десять редакций повести, двадцать пять вариантов главы, посвященной Николаю I, сохранилось 2515 черновых страниц, тогда как в законченном виде она занимает двести пятьдесят рукописных страниц. Писателем изучено огромное количество источников по истории Кавказа, материалов о Николае I. Существует список из 172 наименований научно-исследовательских трудов, прочитанных Толстым. Не было ни одного вопроса по Кавказу, которым писатель не интересовался бы в период своей работы над «Хаджи - Муратом»: география, этнография, археология, экономика, фольклор, история. Если в повести речь шла о известных исторических событиях, или изображалось реальное лицо, сыгравшее в этих событиях определенную роль, писатель прилагал все усилия к тому, чтобы даты, названия населенных пунктов и прочее полностью совпадали с действительностью., и применял разнообразные приемы введения исторических источников в художественное произведение.

На выставке посетители увидят имитацию интерьера кабинета Льва Николаевича. Часть книг, которые автор читал, изучал в процессе написания повести; личные вещи писателя: чернильницу, перо, визитную карточку, Коран. Смогут просмотреть хроники и послушать запись голоса писателя. Также в экспозиции представлены портреты героев повести, иллюстрации. Изученный документальный и этнографический материал дал возможность художнику глубоко проникнуть в философско-нравственный замысел повести Толстого. В рисунках Лансере изображен яркий, красочный мир казаков и горцев, мастерски воплощены драматизм героев повести, эмоциональность и напряженность эпохи. Герои и события Толстого у Лансере историчны и колоритны.

Бессмертие и величие данного произведения в очередной раз подчеркивают современные художники, вновь и вновь обращающиеся к теме «Хаджи-Мурата». Современные работы дагестанских художников и учащихся художественных школ республики, изображающие сюжеты повести, органически вписались в экспозицию.

Посетители выставки впервые увидят многие материалы из фондов музея, почувствуют красочность, многозвучность и многоцветность повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», которую исследователи по праву считают художественным завещанием писателя, апофеозом «живой жизни» во всем многообразии красок, гармоническом совершенстве. И заново перелистают уникальную повесть «мудрого писателя земли русской» и встретятся с героями произведения.

 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
mosaic_100x100