Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
V Международный арт-фестиваль «Сад гениев»

brazil4-8 июля 2014 года
музей-усадьба «Ясная Поляна»

В пятый раз мы проводим у себя Международный арт-фестиваль «Сад гениев». На протяжении пяти дней зрителей ждут современные музыкальные, театральные и кинематографические постановки, основанные на классических произведениях европейской литературы. 

Стоимость билета на каждое отдельное мероприятие – 250 рублей. Стоимость абонемента на все мероприятия 4-6 июля – 1200 рублей. Билеты можно приобрести в галерее «Ясная Поляна» (+7 (4872) 47-35-80), кассе музея-усадьбы «Ясная Поляна» (+7 (48751) 76-001) и на сайте eventmag.ru/search?organization_id=1544 (в стоимость включена комиссия). После окончания вечерних мероприятий будет организован транспорт в Тулу и Щекино.

Программа >>>

don_quixote«Сад гениев» – это фестиваль с вечерними спектаклями, концертами, театральными выступлениями и музыкой на открытом воздухе; литературное наследие Данте, Сервантеса, Шекспира, Гете, Гюго, Толстого, Джойса в самых интересных интерпретациях и прочтениях из семи стран. В этом году к «великолепной семерке» присоединится Бразилия – в первый же день фестиваля, 4 июля, зрители увидят спектакль «Любовь и ненависть в сонате – семейная драма Льва Толстого». На подготовку этой стоминутной постановки в общей сложности ушло три года, в течение которых были изучены дневниковые записи семьи Толстых и их ближайшего окружения. Перед началом репетиций актрисы Аманда Монтейро и Жулиана Вайнем, играющие жену и младшую дочь великого писателя, прошли годичный курс интенсивной театральной подготовки.

450-летие Уильяма Шекспира не обошло стороной и «Сад гениев». Прославленный британец «предстанет» перед нами трижды – в своих персонажах, чья жизнь, как оказалось, выходит далеко за пределы театральных подмостков. Свой новый проект «ГАМЛЕТЙОРИК» представит художник Юлия Бугуева, уже привозившая в Ясную Поляну выставку «Встречи с Данте». Британский моноспектакль «Блистательная история Шарлотты Чарк, актрисы в мужском платье» расскажет о том, как легко меняются местами жизнь и искусство, и что друг без друга они немыслимы. Закроется фестиваль киноверсией одной из роскошнейших постановок «Укрощения строптивой» Шекспировского театра «Глобус». Если Вы оценили «Двенадцатую ночь», разыгранную мужским составом театра и показанную в Ясной Поляне в мае – то Вам сюда!

dublinersТех же, кто думает, что классика – явление неизменимое и ею невозможно удивить, мы ждем на спектакле Маленького театра Фонтанного дома (Санкт-Петербург) «Вот такой Дон Кихот». Роман Сервантеса, оказывается, был создан не для взрослых – поэтому возраст аудитории спектакля можно определить как «от семи до бесконечности». Ведь кто быстрей и без всяких сомнений поверит в то, что обыкновенная стремянка может стать верным рыцарским скакуном?

Музыкальная составляющая фестиваля в этом году – это песни Сервантеса и Гете. Программа концерта «Сервантес и золотой век испанской музыки» в исполнении Мариви Бласко и Хавьера Сомоза была специально создана для гастролей в Ясной Поляне. Также впервые в России сопрано Хайке Порштайн и пианист Андрэ Кассель исполнят песни Миньоны в интерпретациях немецких романтиков Шуберта, Шумана и Вольфа.

Поклонников Джойса мы приглашаем на моноспектакль «Дублинцы», в основу которого положена переписка великого ирландца с его издателем Грантом Ричардсом, а также на показ и обсуждение фильма «Мертвые» (режиссер – Джон Хьюстон), перевод которого был специально подготовлен для «Сада гениев». «Мертвые» – экранизация одноименной повести из сборника «Дублинцы», получившая признание на многих международных кинофестивалях и две номинации на премию «Оскар».
 

4 ИЮЛЯ 2014 ГОДА 

Открытие выставки Юлии Бугуевой «ГАМЛЕТЙОРИК», Россия

Музей-усадьба «Ясная Поляна», Дом Волконского. Начало в 16:00 

Новый проект художника Юлии Бугуевой включает в себя серию графических изображений, созданных под впечатлением от трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», одной из самых знаменитых и сложных пьес в мире. Мир образов и символов трагедии художник перенесла на язык визуальной интерпретации, воплотив их в сериях работ: «ПЛЯСКА СМЕРТИ», «ЙОРИК», «ПРЕВРАЩЕНИЯ». В рисунках Бугуевой заключена мощная импрессия, где карандашные линии отражают тончайшие душевные переживания, а включение цвета наполняет изображение напряженным звучанием.

Нам приятно сказать, что художник задумала проект «ГАМЛЕТЙОРИК» в Ясной Поляне: «В прошлом году, когда у меня в Ясной Поляне проходила выставка, посвященная Данте, вдруг директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева предложила мне сделать "Гамлета». Выражаясь языком современных подростков, я «упала с дуба», и не только потому, что я давно была влюблена в этот образ...»

Комментарий Юлии Бугуевой:

«Гамлет» совершенно не случайно оказался в моей жизни; в одиннадцать лет я увидела фильм «Гамлет» с нашим замечательным Смоктуновским. Признаюсь, это была моя первая любовь: я была ошеломлена фильмом, исполнением и, конечно, образом Гамлета. Меня потрясла сцена, где Гамлет держит флейту, предлагая Розенкранцу или Гильденстерну сыграть на ней. Они отказываются, говоря, что не умеют. «Это так же просто, как лгать», – отвечает Гамлет. А потом говорит: «Что же вы думаете, со мной проще, чем с флейтой? Меня можно расстроить, но играть на мне нельзя!»

Юлия Бугуева – график и скульптор, член Московского Союза Художников, постоянный экспонент Выставочного центра Библиотеки иностранной литературы. Совместными усилиями в 2011-2012 гг. такие выставки, как «Встречи с Данте» и «SILENTIUM», были с успехом реализованы не только в Библиотеке, но и на площадках других престижных европейских представительств. Выставки широко освещались в российской и зарубежной прессе, в многочисленных телевизионных программах. Произведения художницы хранятся в музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Словении, Италии, Германии, Швейцарии, Голландии, Канаде, США и др.

heike_porsteinКонцерт «Песни Гёте» (музыка Ф. Шуберта, Х. Вольфа, Р. Шумана), Германия

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 20:00

Хайке Порштайн (сопрано) и Андрэ Кассель (фортепиано) 

Персонаж Миньоны был впервые использован Гете в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера», который считается прототипом немецкого воспитательного романа. Миньона, чье имя переводится с немецкого языка как «Душенька», стала своеобразным символом откровенно одетой девушки-озорницы. Впервые песни Миньоны положил на музыку австрийский композитор Франц Шуберт (1797-1828). Вслед за ним музыку к песням Гете писали многие композиторы, вдохновленные творчеством поэта, среди которых немецкий композитор Роберт Шуман (1810-1856), композитор австрийско-словенского происхождения Хуго Вольф (1860-1903) и, конечно, российский композитор Петр Ильич Чайковский (1840-1893).

Самыми известными являются 4 песни Миньоны, которые прозвучат на вечере в интерпретациях различных композиторов:

«Не спрашивай»

«Нет, только тот, кто знал»

«Я покрасуюсь в платье белом»

«Ты знаешь край»

Кроме того, будут представлены и некоторые другие музыкальные версии стихотворений Гете. Артисты с особенным трепетом готовятся к своему первому гастрольному спектаклю в России на арт-фестивале «Сад гениев» в Ясной Поляне.

«Сбывается моя заветная мечта исполнить песни Миньоны Гете в интерпретациях Франца Шуберта, Роберта Шумана и Хуго Вольфа», – говорит Хайке в преддверии совместного выступления с Андре Касселем на фестивале.

Спектакль «Любовь и ненависть в сонате – семейная драма Льва Толстого», Бразилия

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 22:00 

Актрисы Аманда Монтейро и Жулиана Вайнем

В основе пьесы «Любовь и ненависть в сонате» лежит реальная история, повествующая о семейной и общественной жизни великого русского классика Льва Николаевича Толстого, о разногласиях писателя со своей женой и о дочери Саше, которая превратилась в авторитетный голос отца. Мать и дочь делят один кров, но при этом живут в двух параллельных мирах.

В пьесе – вся драма жизни писателя, которую он сам не в состоянии был написать. «Любовь и ненависть в сонате» – нелегкий путь от «жены Толстого» до «мужа Сони».

На создание спектакля ушло три года. В его основу легли многочисленные литературные шедевры, биографии, дневниковые записи семьи Толстых и ближайшего окружения. На текст ушло четыре месяца и 22 корректировки до достижения конечного результата. За четыре сезона в Бразилии пьеса была тепло принята публикой и критиками. Известнейшая бразильская актриса, обладательница премии EMMY Фернанда Монтенегро назвала создателя пьесы Леонардо Таларико «молодым гением» и особо отметила ее глубину и элегантность.
 

5 ИЮЛЯ 2014 ГОДА 

Спектакль для детей от семи лет «Вот такой Дон Кихот», Маленький театр Фонтанного дома (Санкт-Петербург), Россия

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 18:00 

Принято считать «Дон Кихота» произведением для взрослых, но Мигель Сервантес говорил, что им зачитываются именно дети. Зрители увидят историю об уморительных приключениях самого славного безумца на свете. Спектакль рассчитан на семейную аудиторию и будет интересен детям с 7 лет, когда ребята любят представлять себя рыцарями и сражаться на мечах, а девочки играть в прекрасных принцесс.

«Читает и читает... Днем читает, ночью читает с фонарем... Надо позвать к нему доктора... Бесполезно... Все дело в составе крови. Одни читают и предаются размышлениям, это люди с густой кровью. Другие читают и плачут – у них кровь жидкая. А у нашего – кровь пламенная. Он верит любому вымыслу. Он думает, что все беды оттого, что перевелись на свете странствующие рыцари...».

Так начинается спектакль Маленького театра Фонтанного дома «Вот такой Дон Кихот». Взрослые неожиданно осознают, что этот роман – детский, поскольку Дон Кихот (ну да, большой ребенок!) только и делает, что устраивает себе и окружающим приключения. Маленькие же дети сразу поверят, что тазик для бритья – это шлем, а стремянка может стать Росинантом. Спектакль семейный, но режиссер Лариса Артемова и актеры хотят, чтобы рыцарь-читатель со своим верным оруженосцем – и книгоносцем? – Санчо Пансой прежде всего понравились тем, кто едва дорос до фолианта. Им в жизни пригодится.

Сценарий Евгения Шварца по роману Мигеля Сервантеса, музыка Игоря Рогалёва, художники: Лиза Гезенцвей, Евгения Фякинская. Играют артисты: Анастасия Смирнова, Дмитрий Белькин, Руслан Смирнов, Андрей Обарухин и дети из театральных студий Санкт-Петербурга.

Музыкальное представление «Сервантес и Золотой век испанской музыки», Испания

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 20:00

Мариви Бласко и Хавьер Сомоза

«Дон Кихот» – это значимый романсеро, настоящий музыкальный трактат, в котором можно найти широкий репертуар музыки той эпохи. На этом концерте представлен Золотой век испанской музыки, который наряду с Золотым веком литературы достиг своего апогея в шестнадцатом веке. «Сервантес и золотой век испанской музыки» – это концерт, программа которого была создана специально для фестиваля «Сад Гениев».

Мариви Бласко (сопрано) играет на фортепиано и гобое, училась в Консерватории Хосе Итурби в Валенсии. Участвовала в национальных (Королевский театр Мадрида, Курзал Данисти, Дворец музыки Валенсии) и международных постановках (зал Гаво в Париже, замок Сфорца в Милане). Пела в опере «Филемон и Бавкида» Гайдна. Записала диск «Слезы Эроса», который получил приз Prelude Classical Music Award 2009.

Хавьер Сомоза (гитара) учился в Королевской консерватории в Мадриде. Участвовал в международных фестивалях гитарной музыки в Испании, Португалии, Италии, Мексике, Австрии, Южной Корее и России. Является лауреатом международных конкурсов игры на гитаре, таких как XXXI Международный конкурс «Фернандо Сора» в Риме и II Международный конкурс «Августина Барриоса» в Сардинии. В настоящее время совмещает гастрольную деятельность и преподавание в Королевской консерватории.

Программа представляет музыку известных испанских композиторов-виуэлистов второй половины XVI века: Луиса Милана, Луиса де Нарваэса, Алонсо Мударра и Мигеля де Фуэнльяна, а также включает некоторые инструментальные произведения первых авторов испанского барокко Хосе Марин и Хуан Идальго для виуэлы-соло и голоса. Надеемся, что вместе с домом-музеем Сервантеса (Алькала-де-Энарес) вы разделите и насладитесь частью истории испанской музыки.

hugoМоноспектакль «Человек, который смеётся», Франция

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 22:00 

Актриса Кристин Генон

Это история изуродованного ребенка. Бандиты-компрачикосы «искусно наклеили» ему на лицо ужасную невыносимую улыбку. От неё невозможно скрыться и она повсюду вызывает оглушительный хохот.

«Пронзительно и щемяще правдиво. Взгляд человека, который смеется, чье лицо – заложник застывшей гримасы, слабое, но страстное, - завораживает нас, окутывает сопереживанием. Это больно, это сильно, браво, Кристин Генон!» (Газета Le Monde)


6 ИЮЛЯ 2014 ГОДА

 Диафильмы на простыне «Лев Толстой для детей»

Галерея «Ясная Поляна». Начало в 14.00 

Моноспектакль «Блистательная история Шарлотты Чарк, актрисы в мужском платье», Великобритания

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 20:00 

Актриса Шарлот Райал

Этот моноспектакль – история актрисы Шарлотты Чарк. Вся ее жизнь была чередой необычных и драматических событий, имеющих невероятное сходство с некоторыми из известных сюжетов Шекспира. Шарлотта – рассказчик, сыгравший во множестве шекспировских пьес, таких как «Макбет», «Гамлет», «Ромео и Джульетта». Она вспоминает все роли, которые ей пришлось сыграть как на сцене, так и в жизни, в отчаянной попытке доказать, что она – состоявшаяся личность. Она проливает свет на то, каково это – быть женщиной на шекспировской сцене XVIII века и бороться за своё место в жестоком мире, где никто не считается с женщиной.

Это история о том, почему искусство, и в особенности Шекспир, так важно для нас всех. Это доказывает, как часто жизнь может быть похожа на искусство, и как искусство может передать всю красоту и трагедию жизни. История эта четко отражает то, что и по сей день происходит в мире.

Моноспектакль «Дублинцы», Ирландия

Музей-усадьба «Ясная Поляна». Начало в 22:00 

Актёр Деклан Горман

1914 год. Лондонский издатель Грант Ричардс решил перечитать рукопись «Дублинцев» Джеймса Джойса, которую он отказался печатать восемь лет назад, боясь нарушить суровые британские и ирландские законы. И пока Ричардс раскрывает все детали его переписки с назойливым ирландским писателем, вокруг него оживают шумные улицы Дублина и колоритные комичные рассказы Джойса из детства и юности. Должен ли он рискнуть теперь и поставить на кон все, что у него есть, чтобы стать тем, кто познакомит мир, стоящий на пороге безумия войны, с этим дерзким, но в то же время блестящим гением?

В основу спектакля легла переписка Гранта Ричардса и Джеймса Джойса, а также отрывки рассказов из книги «Дублинцы»: «Встреча», «Два Рыцаря», «Мать и Личины».

Единственный актер этого спектакля – Деклан Горман – именитый режиссер и драматург. Одними из самых значимых его работ являются пьеса «Аида», которая получила награду BBC и Стюарт Паркер Эвордс, перевод драмы «Ткачи» Гауптмана и известная адаптация «Зеленого Дурака» Патрика Кавана.

«Поразительно, насколько хорошо Горману удалось оживить отрывки из книги» (Газета «Айриш Таймс»).


7 ИЮЛЯ 2014 ГОДА
 

Показ и обсуждение фильма «Мёртвые», Ирландия

Дом культуры «Ясная Поляна». Начало в 19:00

Вступительное слово куратора Центра Джеймса Джойса в Дублине Роберта Николсона.

Перевод на русский язык подготовлен специально для фестиваля «Сад гениев».

Экранизация одноимённой повести из сборника «Дублинцы», автор которого – Джеймс Джойс. Мировая премьера фильма состоялась 17 декабря 1987 года. В фильме не спеша и спокойно описывается ссора между мужем и женой семьи Конрой, которая произошла в праздничный рождественский вечер. Как и обычно, в этот раз Рождество семья Конрой праздновала у двух пожилых сестёр-музыкантов вместе с их племянницей в забытой богом Ирландии в окружении семьи и друзей. В течение всего фильма авторы пытаются показать и объяснить разницу между жизнью и существованием.

Основные актёры этого фильма – ирландцы по происхождению.

Фильм номинировался на две премии «Оскар», помимо этого, он выиграл множество международных киноконкурсов.


8 ИЮЛЯ 2014 ГОДА
 

Спектакль «Укрощение строптивой», Великобритания

Дом культуры «Ясная Поляна». Начало в 19:00 

Шекспировский театр «Глобус» на большом экране

«Укрощение строптивой» – дерзкая комедия Уильяма Шекспира о взаимоотношениях двух чудаков, Катарины и Петруччо, упорно пытающихся перехитрить друг друга, чтобы в конце концов прийти к двусмысленному и довольно спорному умозаключению.

Популярность «Укрощения строптивой» с самого начала сделала пьесу объектом целого ряда переложений, самым известным из которых уже в 20 веке был, безусловно, мюзикл Коула Портера «Целуй меня, Кэт» (Kiss Me, Kate, 1948). И та же самая популярность продолжала превращать в Петруччо и Катарину самых ярких актеров нашего времени, включая целый ряд голливудских звезд во главе с Ричардом Бертоном и Элизабет Тейлор, Мерил Стрип и Морганом Фриманом. Саманта Спайро в спектакле «Глобуса» временами очень напоминает Тейлор – тот же змеиный клубок смоляных кудрей, та же бешеная энергетика непокорной строптивицы. В паре с великолепным Саймоном Пэйсли Дэем (самые известные роли – Огарев в оригинальной постановке «Берега Утопии» Стоппарда и Бэрримор в «Шерлоке» (Sherlock, 2010) на BBC) Спайро превращает укрощение Катарины в карнавальный телесный театр – в жестокий танец тычков и затрещин, брутальный фарс драки тортами из немых комедий.

Остальная труппа смотрится на фоне безостановочной эксцентриады Спайро и Дэя вполне убедительно; есть смысл обратить особое внимание на трактовку образа Бьянки, которая в интерпретации режиссера Тоби Фроу оказывается ничуть не меньшей строптивицей, чем старшая сестра (несмотря на придуманный им сестринский дуализм в классическом формате «брюнетка/блондинка»). В свете этого толкования не кажется случайным, что уже через год после этой постановки «Глобус» предложил еще одну версию «Укрощения», на сей раз – разыгранную женской труппой, в пику чисто мужским труппам елизаветинского театра.

Великобритания, 2012

Язык: английский

Перевод: русские субтитры

Продолжительность: 2 часа 57 минут

 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
mosaic_100x100