Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Алексей Учитель: «Я бы, не задумываясь, выбрал „Анну Каренину“»

DSC_1280Алексей Учитель 16 декабря в Ясной Поляне представил свой новый фильм «Матильда». В этот день мы пообщались с режиссером и узнали о его опыте съемок в музеях и отношении к «Анне Карениной».

Вы только что представили свой фильм зрителям. Для вас важны подобные встречи? Что вам дает «обратная связь»?

Такие встречи дают колоссально много. Пообщавшись с разными аудиториями, ты понимаешь, какие есть проблемы в фильме, что может быть непонятно зрителю, что фальшиво, а что удалось хорошо. Ты анализируешь свою картину, ведь статьи критиков не всегда бывают объективны – не всегда оценка ставится только фильму. Для меня зрительские высказывания представляют огромную ценность.

Вы снимали фильм «Матильда» во дворцах-музеях – в Александровском, Екатерининском и многих других. Каково снимать кино в музее?

Мы снимали практически во всех дворцах Петербурга, за исключением Зимнего. Да и Мариинский театр – это тоже практически историческая сцена-музей. Снимать в музее очень непросто, честно вам скажу. Потому что предшественники-кинематографисты не всегда достойно себя вели. Потому отношение музейных работников очень настороженное. Контроль был строжайший. Например, когда мы снимали в Царском селе, с нами все время находился замдиректора музея, сотрудники ходили за нами по пятам. Но все равно без казусов не обошлось.

Расскажете?

Мы снимали в Александровском дворце большую сложную сцену с очень длинным проездом – Николай II идет с министрами и чиновниками, они обсуждают строительство порта. Они, беседуя, проходят через залы, и посреди одного из таких залов стояла огромная мраморная ваза на постаменте. А камера снимает их проход с такой специальной телеги на резиновых колесах. И, эту вазу надо было объехать. На каком-то дубле люди, которые толкали эту телегу, не рассчитали угол и задели мраморное основание. И кусочек откололся.

Что же случилось потом?

Случилось жуткое. Женщины-смотрители чуть ли не в обморок начали падать, одной стало плохо, другие зарыдали. Нас с позором выгнали. Потом была назначена специальная комиссия, нам выставили большой счет... Инцидент закончился более-менее благополучно. Вазу мы, конечно, отреставрировали. Так что снимать в музее однозначно непросто.

А если говорить о вас, как о музейном посетителе, в какие музеи вы ходите? На что, в первую очередь, обращаете внимание?

Честно признаюсь, не могу сказать, что я очень часто хожу в музеи. Особенно в последние четыре года, в силу занятости. Но мне интересно видеть что-то новое. Вот в Москве недавно открылся Музей русского импрессионизма. Я увидел плакат о выставке Михаила Шемякина, я по наивности спрашиваю в этом музее, разве Михаил Шемякин – импрессионист? Не очень он вяжется с импрессионизмом. С улыбкой мне ответили, нет, есть полный тезка – Михаил Шемякин, импрессионист. Было совершенно неожиданно и интересно.

А что наиболее запомнилось в Ясной Поляне?

В прошлый мой визит в Ясную Поляну экскурсию мне провел Владимир Ильич Толстой, и я до сих пор под впечатлением. Он рассказал о младшем сыне Льва Николаевича, Ванечке. Конечно, история трагичная, но безумно интересная, киношная. Именно в этой точке, на мой взгляд, сошлись многие противоречия, которые отразились впоследствии на жизни всей семьи Льва Николаевича. В Ясной Поляне киношные замыслы могут быть подсказаны или той же музейной жизнью, или самой историей.

То есть как персонаж биографической картины Лев Николаевич вам интересен?

Конечно. Например, меня настолько поразила книга Павла Басинского о Льве Толстом, что я с ним встречался и предлагал поработать над чем-нибудь сценарном о Толстом. Но пока это только задумки.

А есть ли такое произведение Толстого, которое вы бы хотели экранизировать?

Если бы мне сию секунду сказали выбирать, я бы, не задумываясь, выбрал «Анну Каренину». Я не знаю более пронзительной истории любви, эмоциональной, чувственной. Это желание у меня появилось еще лет 10 назад, и периодически я к этой мысли возвращаюсь. Всех персонажей, саму Анну Каренину я очень хорошо представляю. Скажу даже так: в «Матильде» есть сцена скачек и падения с лошади. Не специально, конечно, но тем не менее.

И последний вопрос. Какой из персонажей Толстого вам наиболее близок?

Я лучше понимаю женские персонажи. Ту же Анну Каренину. Это тот персонаж, который в силу ее противоречий можно трактовать совершенно по-разному, и с отрицательной точки зрения, и с положительной, что мне и нравится. Она вплотную подошла к пропасти, ей надо принимать новое решение, которого нет. Это страшное состояние, когда ты не знаешь, что делать. Но только ты можешь решить, в какую сторону пойти, от этого зависит твоя судьба и судьба твоих близких. Опять же в «Матильде» будущий император тоже совершает выбор, по-человечески довольно страшный. Так что для меня «Анна Каренина» – это очень глубокое произведение.



Видео и аудиозапись беседы Алексея Учителя со зрителями можно найти на нашем канале на YouTube и на нашей странице в SoundCloud.

 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
THEATRE_LOGO_CMYK
mosaic_100x100