Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Выставка «Кун Дьоно» («Люди солнца»)
персональная выставка Андрея Чикачева (Республика Саха (Якутия)
29 сентября - 27 октября 2012 года

музей-усадьба «Ясная Поляна», Дом Волконского

kun-diono

Андрей Васильевич Чикачев (1967) – живописец, заслуженный деятель искусств Республика Саха (Якутия) (2002), член Союза художников России. В 1988 г. окончил Якутское художественное училище, в 1994 г. – живописный факультет Дальневосточного института искусств (мастерская проф. С.А. Литвинова). Свободный художник. Произведения автора находятся в музеях и частных коллекциях США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Германии, Японии, Якутии и России. Экспонент многих республиканских, зональных, региональных и всероссийских выставок.

А.В. Чикачев – один из оригинальных представителей современной школы якутской живописи. В основе искусства художника - тонкий психологизм образов, выхваченных из детства, прекрасная и высокая игра классического искусства с воспоминаниями о детских годах, сложный колорит, тонкая, абсолютно осязаемая проработка деталей, неожиданные ракурсы и выразительность композиции. Героями его произведений часто являются дети, образы которых, удивительно чистые, искренние и оттого отчаянно пленительные, нередко выступают как альтер-его самого художника и его ностальгии – «Лето» (1996), «Мечта» (1997), «Одуванчики. Три грации» (2002), «Эбэ о5ото» (2004) и др. Дети, как кyн дьоно (дети солнца, солнечные люди, по Олонхо спустившиеся прямо с неба, с Верхнего мира и населившие Средний мир), в искусстве Андрея Чикачева никогда не покидают пределов и берегов страны детства, ассоциирующейся с своеобразным совершенным Средним миром. Особого внимания заслуживает атмосфера и «воздух» работ – он словно наполнен ароматом лета, луговых цветов, первого пойманного карася, свежескошенной травы, наступившей весны и, конечно же, ароматом и магией дерева, которое будто проводник из картины в картину вводит зрителя в другой, давно утраченный мир – в натюрмортах дерево выступает как рукотворная прекрасная утварь, подточенная временем, но вот уже в другой работе художник изображает девочку на фоне амбарной двери, буквально сияющей годовыми кольцами молодого дерева. Подобные константы – древность и новое время, старость и юность – постулируются через предметный мир художником во многих работах, что связывает его искусство с голландской живописью XVII века.

Интересна трактовка богатырей в искусстве Андрея Васильевича Чикачева. «Бэрт Бэргэнче» (2006) и «Мунду бухатыра» (2008) представляют на суд зрителю не классических могучих богатырей Олонхо, якутского героического эпоса, а трогательных, земных людей, которым не чужды хороший аппетит, сноровка и смекалка заядлого рыбака-охотника, народный юмор истинного якута. Название работы «Мунду бухатыра» переводится буквально как Богатырь мунду (мунду – мелкая речная рыба), эквивалентный же перевод данной работы, с сохранением семантики и фразеологической наполненности якутского языка – Повелитель-пожиратель мунду. Примечательно, что практически все произведения Андрея Чикачева имеют подобные, полные юмора и народной фразеологии, «говорящие» названия. Так, работа «Коббойдар», исполненная в 2011 году и представляющая сельский пейзаж, на фоне которого разворачивается детская игра – катание на быке, имеет семантически наполненное название. Настроение восторга и безграничной радости,  переданное в композиции и построении картины, усиливается также и прекрасным, безгранично отсылающим в детство, грассированным, фонетически совершенным именно для этого произведения, названием – «Коббойдар» (в переводе - ковбои).

Одна из последних авторских работ «Кемyс ардах» («Золотых карасей дождь») (2012), артикулирующая преемственность поколений и продолжающая основные темы творчества художника, явилась своеобразным манифестом всей экспозиции.  

 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
mosaic_100x100