Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Историко-документальная выставка. Продолжение
К 95-летию
«Музея-усадьбы
lilia_mus Л.Н. Толстого
                           
delf_mus t_feat_title
   geran_mus
   
 
 « »
«tobias_title »                              « agfa_title»
............ blanzy   «skrep»
       feather «faber_title»
«ilford_title»     «howard_title»
«Ясная Поляна»

(НАЧАЛО→МУЗЕЙ→ВЫСТАВКИ)

«[…]
otsivi_1939
[…
]».
Книга отзывов Музея-усадьбы Л.Н. Толстого. «Ясная Поляна».
1939 год.

Среди предметов первой Толстовской коллекции, вывезенной С.А. Толстой из Ясной Поляны на хранение в Москву, в 1906 году числились:

«[…]
chernilniza
(а) Чернильница на малахитовой доске, принадлежавшая сперва П.И. Юшковой, а потом гр. Л.Н. Толстому, б) три (3) ручки для перьев гр. Л.Н. Толстого.
[…])».

Шнуровая книга Толстовской коллекции (Исторический музей).
Автограф С.А. Толстой.

П.И. Юшкова − тетка и опекунша Л.Н. Толстого, его братьев и сестры.

В 1923 году:
«
perocn_no
(Картон 2 − Перья и ножик Л.Н. − Чернильный прибор)».

Призванные С.А. Толстой документировать Л.Н. Толстого уже при его жизни «… ручки для перьев» подтверждают использование писателем металлических перьев.

Однако сочетание «Перья и ножик Л.Н.» не сочетает взаимоисключающие металлические перья и перочинный ножик.

В одном из ящиков письменного стола писателя в «Ясной Поляне» хранится:

«Нож перочинный черный простой».

Использовал ли Л.Н. Толстой его по первому назначению?

 «Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь…
продолжил писать, так что брызги летели с трещавшего пера…».

Упомянутый текст создан тем, кто не держал в руке гусиного пера, оточенного перочинным ножом?

В Описи не позднее 1918 года С.А. Толстая упоминала:

«… в Яснополянском доме…
Кабинет:
На желтом квадратном столе:
3 коробочки для длинных золотых перьев».

Визуально документированный Л.Н. Толстой − это:

а) перьевая ручка:

«
014»
Л.Н. Толстой в Кабинете (Хамовники, Москва).
Фото. Не ранее 1884 года;

b) позже перьевая авторучка («вечное» перо):

«
015»
Л.Н. Толстой в Кабинете (Ясная Поляна).
Фото. 20 марта (2 апреля) 1910 года;

с) далее пишущая машинка секретарей (пользовался ли ею сам Л.Н. Толстой?):

«
016»
Л.Н. Толстой, А.Л. Толстая, В.М. Феокритова (за машинкой)
в Библиотечной (Ясная Поляна).
Фото. 1900-е годы.

Однако анекдот действительно актуализирует в связи Л.Н. Толстым сюжет брендов, оставшийся вне ведения его ведов. Несмотря на то, что его разработку заявила живописная живопись И.Е. Репина:

«
panorama».

Очевидно, что в таком облачении продержаться четыре сезона, включая зиму, в Ясной Поляне не возможно. Подробнее на вопросы, что Л.Н. Толстой носил, на какой бумаге создавал свои тексты и др. вопросы его материальной культуры позволяют ответить, в частности, описания Толстовских коллекций. Наиболее ранние из них созданы С.А. Толстой.

Учетные документы музея «Ясная Поляна», созданные в 1920−1930-х годах, подтверждают, что Л.Н. Толстой действительно не чуждался брендов. Имел долголетние предпочтения среди fashion-лейблов и оставался стильным. Причем, как в поздний период своей жизни, так и в современном смысле:

Санкций на производителей брендовых товаров он не ведал.
Ведомственных и локальных норм по закупкам − не знал.
Покупку перьев, чернил, семян для сада-огорода -
на аукционах и других площадках не играл. 

 ЧАСЫ:

«Как в обыкновенном году считается 365 дней,й,
желательно знать сколько в оном найдется
часов, минут, секунд и терций.
[…]
31536000 секунд
[…]
1892160000 терций».
// М.Н.·Волконская. Тетради… Около 1812 года, Ясная Поляна
(Задача Н.С. Волконского. Ответ М.Н.·Волконской).

«Княжна взглянула на часы и, заметив,
что она уже пять минут пропустила то время,
которое должна была употреблять для игры
на клавикордах, с испуганным видом пошла
в диванную. Между двенадцатью и двумя часами,
сообразно с заведенным порядком дня,
князь отдыхал, а княжна играла на клавикордах».
// Л.Н.·Толстой. Война и мир. Около 1864 года, Ясная Поляна.

Напольные (деда Н.С. Волконского)

NORTON
(АНГЛИЯ)

«
norton»;

Один из самых старых экспонатов в музее «Ясная Поляна», упомянут в «Войне и мире».

К настоящему времени бренд не существует.

Карманные
«Кабинет Льва Николаевича
[…]
Письменный стол…
Средний ящик: 3 карман. часов Льва Николаевича…»
:

18 июня (1 июля) 1911 года, Ясная Поляна.

а) золотые

Марка, страна-производитель?

«[…]
chas_zol
[…]
chas_zol_sa

[…]».

Шнуровая книга Толстовской коллекции (Исторический музей).
Автограф С.А. Толстой.

b) серебряные (сына М.Л. Толстого)

TOBIAS
(ШВЕЙЦАРИЯ или АНГЛИЯ)

«
018»;

«Часы карманные серебряные, без верхней крышки. На нижней крышке рисунок из синей и голубой эмали. Часы подарены сыном Ми. Львовичем когда Лев Ник. отказался носить золотые часы.

Верхняя крышка потеряна Л.Н. во время верховой езды. К ним привязан ключик на шнурочке в светлом футляре магазина Мюр и Мерилиз.

Внутри к верхней крышке приколота записка с автографом С.А.: «Эти часы принадлежали сыну Мише, которому я их купила в Туле за 7 р., когда он был ребенком. Миша отдал их отцу, когда подрос, и когда Лев Николаевич, опростившись, не хотел носить золотых часов. На верховой езде он потерял крышку, но часы эти носил долго. С. Толстая».

Tobias − принцип конструктора или
название компании для обозначения готовой продукции?
Первая половина XIX века (Англия) L. Tobias,
вторая половина XIX века (швейцарские по механизму
часы, но Tobias London).

К настоящему времени бренд не существует.

c) никелированные

ПАВЕЛ БУРЕ
(РОССИЯ)

«
019
(Часы карманные никелированные Пав. Буре в футляре)».

Буре в Петербурге с 1810-х годов.
В 1874 году выкупили одно из швейцарских
часовых производств. «Павел Буре» − с 1880-х годов

К настоящему времени − судьба бренда?

Настольные

(АНГЛИЯ)

«Chronos clock ever-ready».

Настенные
круглые, ходики (у прислуги) и др.

Страна-производитель?

 

Песочные
«Часы песочные…».

То же

Метроном

MÄLZEL

Страна-производитель?

«
metronom
».

Метроном, помимо отсчета равных промежутков
времени, является музыкальным инструментом.
Изобретен в 1812 году И.Н. Мельцелем (Германия) и др.
Патент 1816 года.
И.Н. Мельцель в 1813 году создал панораму пожара Москвы
на музыку (с метрономом) Л. Бетховена.
Симфоническое исполнение их «Битвы» прошло в Вене
в 1813 году при участии Л. Бетховена, А. Сальери и др.

РОЯЛИ

J. BECKER (Я. БЕККЕР)
(РОССИЯ)

«Два рояля Беккера: старый и новый».

«Третий рояль внизу, тоже Беккера, принадлежал моей семье, Берс; я на нем училась музыке».

// Опись С.А. Толстой.

Бренд основан в 1841 году в Петербурге.
«Беккером» пользовались Н.Г. Рубинштейн и др.
П.И. Чайковский знал звучание «Беккера».

В настоящее время (с 1927 года) − фабрика
клавишных инструментов «Красный Октябрь».

ОПТИКА (бинокль)

ШВАБЕ
(РОССИЯ)

«
020

(Бинокль полевой фирмы Швабе, в черн. кож. футляре)».

 

Торговую фирму в Москве импортной оптикой
(очки и др.) основал в 1837 году Федор Борисович
Швабе, швейцарский гражданин/русский австриец.
Затем появилась мастерская для ремонта и т. д.
С 1851 года в доме Голицына на Кузнецком мосту −
Магазин и Фабрика Ф.Б.·Швабе, физико-
механика и оптика Двора Его Императорского
Величества (с 1882 года) Оптических, Физических,
Математических Геодезических, Химических,
Хирургических, Ортопедических и других снарядов
и инструментов всякаго роду вспомогательных
предметов и коллекций для естествознания и
преподавания в учебных заведениях, принадлежностей
для фабрик, сельского хозяйства и т. д.
Специальный кабинет для наложения бандажей
и всяких ортопедических снарядов».
// Торговый сборник г. Москвы. 1877.

В 1941 году завод № 217 (бывшая фабрика «Ф. Швабе»)
с 10000 рабочих эвакуирован в Свердловск, где
основан Уральский опытно-механический завод.

В настоящее время − холдинг «Оптические системы
и технологии»/«ШВАБЕ», в составе «Ростехнологии».

СЕРЕБРО

(РОССИЯ)

Серебро трех поколений (ризы на иконах, столовое) − 84 проба.

84 проба (в золотниках),
84% серебра + 16% меди
=
875 проба (метрическая)

 ЗОЛОТО

(РОССИЯ)

включая, браслет-подарок невесте С.А. Берс (45 грамм) − 56 проба.

56 проба (в золотниках)
=
585 проба (метрическая)

 ОДЕЖДА

РАЗМЕРЫ:
Длина плаща (самая длинная вещь в гардеробе Л.Н. Толстого) − 156 см.
Длина тулупа − 144 см.
Длина сюртука − 100 см.
Длина жилета − 51 см.
Перчатки − № 12.
Длина подошвы обуви: 29 см (туфли) − 33 см (валеные сапоги).

В мире обуви 29=43.
Директор музея в 1930-х годах М.А.·Цявловский
получал и носил в «Ясной Поляне» валенки 43 размера.

 

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ ОДНОВРЕМЕННО

«12 пар черных носков».
«15 нижних сорочек полотняных».
«14 полотенец».

МЕХА

«Овчинный тулуп, служил в голодающие годы.
Пальто на меху недопеска, подарено сыном Сережей.
Пальто на лисьем меху, своих лисиц».
// Опись С.А. Толстой.

«свои лисицы»
(ЯСНАЯ ПОЛЯНА?)

«
021
(Поддевка на лисьем меху)».

«
022
(На стене, подле умывальника, чуйка бобриковая, поношенная, в которой Л.Н. в дурную погоду ездил верхом / смотри картину Игумновой)».

«
023
(Шуба медвеж., черн., мех. верх кр. тон сук.   1435   Потертости, имеет дырочки)».

«
024
(Полушубок романовский черной дубки на сером бараньем меху)».

 

ПАЛЬТО

F. MОDER
(РОССИЯ)

«Пальто летнее, из темно-серой шерстяной материи. Подкладка на спине вверху черная сатиновая и полоск. черными с белыми на рукавах. Фабричное клеймо F. Moder Moscou Baku».


ТРИКОТАЖ, РУБАШКИ

JAEGER
(АНГЛИЯ)

 

«каждый сезон мы заглядываем в свой архив, чтобы
видеть, как прошлое может информировать будущее…»
(«Each season we look back at our archives…»).
// Сайт JL

«
025».

«
026».

«
027
(… егерские рубашки, блузы Л.Н. из английской шерстяной фланели…)».

 

Густав Йегер(Dr. Gustav Jäger), немецкий натуралист
и гигиенист, издал в Штутгарте в 1880 году книгу
«Die Normalkleidung als Gesundheitsschutz»
(«Нормальная одежда как способ охраны здоровья»).
Автор доказывал, что шерстяные ткани −
самый близкий коже человека материал,
в отличие от произведенных из растительных нитей.

Льюис Томэлин(Lewis Tomalin) перевел и издал
книгу в Лондоне в 1884 году. Одновременно в соответствии
с ее концепцией он создал бренд и открыл магазин
трикотажа Dr Jaeger's Sanitary Woollen System.
Основной материал − верблюжья шерсть.
Символ бренда − верблюд.
Клиенты Jaeger: Б. Шоу, О. Уайлд, Олимпийская сборная
Великобритании 1936 года, М.·Монро, Д.·Денч (Манипенни)
в «Бондиане» («Золотой глаз», 1995), К. Мосс,
К.·Шиффер, В.·Бекхэм, Мадонна и др.
Одна из последних (2015) разработок бренда −
униформа для Кенсингтонского дворца.
Бренд ориентирован на культурные объекты:
Библиотека Кристофера Рена (Кеймбридж),
Уффици (Тоскана),
Музей Холборна (Бат, места Дж. Остин),
Национальные орнаменты (Будапешт).

В настоящее время − Jaeger London (JL).

Cудя по количество предметов и степени их изношенности (заплаты), Jaeger − любимая одежда Л.Н. Толстого.

SHANKS
(РОССИЯ)

«Рубашка мужская фланелевая, голубая с белыми
и синими полосками фирмы Шанкс в Москве».

Джеймс Стюарт Шанкс (J. S.·Shanks) −
представитель семьи ювелиров
(специализация − серебро, оправы для фарфора).
Предвестник К. Фаберже.
В 1852 году вместе с А.·Болином основал
«Английский магазин. Шанкс и Болин»
(«Shanks and Bolin, Magasin Anglais»).
С 1867 года московский купец.
После 1888 года «SHANKS & Co».
Известно, что помимо серебра, торговал
сумками, веерами, мехами, перчатками.
Его дочери:
Эмилия − художница, член Товарищества передвижных
художественных выставок;
Луиза (Моод) − переводчик Л.Н.·Толстого на английский;
Мария − подруга Т.Л.·Толстой, иллюстратор произведений Л.Н.·Толстого.

ФАРФОР, ФАЯНС

SARREGUEMINES?
(ФРАНЦИЯ или ГЕРМАНИЯ)

«028
(Чашка чайная опаковая без ручки зеленая с сердцами ж. цвета…
Марка
Sarr[gn]…
Блюдце такое же с белыми сердцами)».

Предмет экспонируется в Зале («Ясная Поляна»), позволяя читать «Sarr[gn]…» как Sarreguemines.

Саргемин (Саргемин, Лотарингия, Франция (до 1871 года,
после 1918 года); Германия, 1871−1918 годы).
Бренд основали в 1790 году три страсбургских торговца табаком.
В 1800 году производство выкупил баварец Paul Utzschneider.
C 1836 года заводами руководил его зять барон Alexandre de Geiger.
Объединил несколько производств и расширил бренд.
После 1871 года отошел от дел и уехал в Париж. Производство
перешло к его сыну, который дополнительно построил два завода
на территории Франции. В 1979 году заводы выкупил концерн
«St. Clemente» (Люневиль, Франция).
После 1983 года завод Саргемин превращен в музей.
В 2007 Digoin-Sarreguemin-Vitry-le-Francois ликвидирован.
Саргемин покупали Наполеон I и Николай II.

В настоящее время право на производство копий
старинного фарфора и фаянса по оригинальным образцам
и технологиям Саргемин принадлежит St. Clemente.
Выпускаются небольшими партиями.
// Форум…

ГАРДНЕР
(РОССИЯ?)

«Чашка чайная фарф. белая с зел. гирляндами,
форма срезан. корпуса, марка Гарднер № 920».
«Блюдце к чашке…».

КУЗНЕЦОВ
(РОССИЯ)

«Тарелка глубокая, фаянс. с зелеными цветами Кузнецов».

 

ПЕЧЕНЬЕ, БИСКВИТЫ, ПАРФЮМ

АДОЛЬФ СИУ
(РОССИЯ)

«A. Сиу и Ко».

Сохранились коробки от печенья.

«Сиу, мыло одеколон и проч. к лету».

Запись (расходы) С.А. Толстой.
1886 год.

Адольф Сиу − француз-парфюмер, работал ·в Москве.
Автор туалетной воды:
«Свежее сено»
(«аромат свежескошенной травы и полевых
цветов, подсыхающих на летнем солнце»);
«Снегурочка» (утрачена).
Его жена открыла в 1855 году кондитерскую на Тверской.
В 1884 году их сыновья построили фабрику (20 цехов)
по производству шоколада, печенья, кофе.
В 1913 году к 300-летию дома Романовых
бренд разработал печенье «Юбилейное»
(восстановлено в 1967 году к 50-летию Октября).
В Первую мировую войну Сиу поставлял
шоколад для русской армии.
Еще недавно − «Большевик».

В настоящее время (с 1994 года)· − «Danone», далее Крафт Фудс.
В простонародье, «Alpen Gold», «Milka», «Toblerone».
С 2011 года 4-й цех (печенье) − «Крафт Фудс,
3-й цех (торты, пирожное) − ООО «Венский лес»,
с лицензией «Крафт Фудс» под маркой «Большевик».

СПИЧКИ

ЗИМИН
(РОССИЯ)

«Ф.А. Зимин».

 

КРОВАТЬ (никелированная)

«Кровать Марко Сан-Гамм».

Страна-производитель (?)

ПЕРЬЯ (писчие)

BLANZY-POURE & CIE
(ФРАНЦИЯ)

«
029
(Коробочка от перьев картонная фирмы
Blanzy-Poure et Cie
в ней 4 пера, 4 скрепки для бумаг)».

В письменном столе в последнем кабинете Л.Н. Толстого в «Ясной Поляне».

«Ручка с пером «86».

В кабинете 1870-х годов, где создана «Анна Каренина» (кабинет Константина Левина в романе, «… знакомые подробности» которого автор оборвал на «тетрадях»).

Blanzy-Poure № 86 с именем одного из братьев Л.Н. Толстого

(blanzy) ?

 

Автор «Войны и мира» пользовался французскими перьями.

Французские перья выдержали автора «Войны и мира».

 Пером Blanzy-Poure Абрахам Линкольн 30 декабря 1862 года
(через почти два года после отмены крепостного права в России),
подписал «Прокламацию об освобождении рабов»
(ратификация в отдельных штатах продолжалась до 2013 года).
// Massachusetts Historical Society. Online.

АВТОРУЧКА
(несколько).

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

РЕМИНГТОН (REMINGTON)
(США)

«Машинка пишущая системы Ремингтон № 10 с маленькой кареткой…».

 «Remington № 10» Товарищества Жана Блока
изготовлен для России (клавиатура с русским
алфавитом) в Нью-Йорке в 1902 году.
Remington (Sholes and Glidden typewriter) −
первая в мире пишущая машинка Шуолза и Глиддена
изобретена в 1868−1873 годах.
1868 год − первый патент Кристофер Лэтем Шоулз.
1872 год − создана 4-х рядная клавиатура.
1873 год − начало производства оружейной (
c 1816 года)
фирмой
Remington & Sons.

Производство пишущих машинок планетарно прекращено
в 2011 году с закрытием последней (Индия) фабрики.
Клавиатура «трансформировалась» в компьютерную.

ФОНОГРАФ

(США)

«
phonograf
Фонограф Эдиссона с металлическим столиком…».

Фонограф Т. Эдисон прислал Л.Н. Толстому в подарок в январе 1908 года.

 Изобретение Т. Эдисон демонстрировал в 1877 году.
В 1878 году − получил патент.
С 1930 года Т. Эдисон − почетный член АН СССР.

Т. Эдисон в 1928 году был включен
в Список приглашенных на 100-е рождения Л.Н. Толстого:

«
priglash_2[…]».

Эльмер Мод (Моод) − зять вышеупомянутого Д. Шанкса.

МИМЕОГРАФ

(США)

«Эдисоновский мимеограф».

 

ГРАММОФОН

Страна-производитель?

«Граммофон… Марка «Пишущий амур Д д А 2295».

Граммофон − фонограф с плоским диском вместо
цилиндрического валика. Эмиль Берлинер (США)
изобрел плоский диск в 1887 году. Патент ·1896 года.

КАРАНДАШИ

FABER
(ГЕРМАНИЯ или РОССИЯ)

«
031».

«
030».

«
032».

Л.Н. Толстой пользовался карандашами бренда в XIX («A.F. Faber») и XX («Faber») веках.

Одно из старейших в мире (255 лет) семейных предприятий,
основано в 1761 году, управляется восьмым поколением.
Первый в мире черно-графитный карандаш
(графитовый стержень в деревянной оболочке)
изобрел столяр Каспер Фабер (Штайн, Бавария).
Его правнук Лотар фон Фабер в 1849 году наладил
производство первых шестигранных карандашей,
установил стандарты качества (длина, диаметр, жесткость
грифеля) маркировку семейного бренда «
A.W.·Faber».
С 1861 года − пэр, с 1881 года − барон (с 1891 года с правом
передачи титула). Производство существовало
в большинстве европейских столиц, включая Петербург.
После смерти его сына Вильгельма фабрика принадлежала
вдове последнего и трем его дочерям.
Одна из них в замужестве за графом Александром Кастелл-Руденхаузен.
Он обновил бренд («
Faber-Castell») и логотип («турнир рыцарей»),
выпустил первую партию зеленых карандашей
Castell 9000.
С 1928 года дела вел его сын граф Роланд фон Фабер-Кастелл,
расширил производство и ассортимент.
С 1978 года − его сын граф Антон Вольфганг
фон Фабер-Кастелл, создал косметические карандаши.
В настоящее время бренд − ведущий мировой производитель
деревянных карандашей (1,8 биллиона штук в год).
Площади лесов кампании − 10000 га (ежегодно высаживают
2 миллиона саженцев). Использует экологически чистые
эмульсии на водной основе. Продукция признана немецкими
дерматологами безопасной для детей.
Участник Социальной Хартии. 14 декабря 2004 года
Faber
-Castell передал чек (10000 евро) детям Беслана.
Клиенты
Faber: И.С. Тургенев, И.В. Гете, К. Лагерфельд и др.
// Канцелярия

В настоящее время − FABER-CASTELL.

 БУМАГА (писчая)

ГОВАРД
(РОССИЯ)

«033
(бумага писчая…
«-«-«   ф-ки Говард…)».

В 1785 году князь Яков Алексеевич Козловский начал
строительство фабрики и запустил производство.
В 1806 году ее купил секунд-майор Антон Семеновичу Хлюстин.
В 1809 году он построил «лазурную» фабрику, производившую
компонент для производства синей бумаги. В тот же год его не стало.
В 1810 году умер его сын Семен Антонович.
Вдова последнего Вера Ивановна Хлюстина (Толстая),
сестра Ф.И.·Толстого (Американца) и др. управляла заводами.
Опекуном В.И. Хлюстиной и ее фабрик являлся А.А. Толстой,
брат И.А. Толстого, деда Л.Н. Толстого. В 1818 году на средства
Хлюстиных в Троицком был перестроен в камне Троицкий храм.
В 1824 году В.И. Хлюстина уехала в Европу, и заводом управлял
ее брат Януарий Иванович Толстой. В 1835 году в права
наследства вступил ее сын Семен Семенович Хлюстин,
троюродный брат Л.Н. Толстого и двоюродный брат В.П.·Толстого.
В 1843 году С.С. Хлюстин продал фабрику и лазоревый завод
князю Сергею Викторовичу Кочубею, который перепродал их
в 1849 году Говарду, Вильяму Оттовичу (Василий Осипович),
англичанину из Дартфорда, бумажных дел мастеру.
В 1853 году В.О. Говард выкупил у Елены Павловны Мещериновой
соседнюю фабрику в Кондрово, основанную ее отцом Павлом
Григорьевичем Щепочкиным на бывшей земле князя Петра
Михайловича Волконского. В.О. Говард провел модернизацию
производств обеих фабрик и учредил «Троицко-Кондровские
писчебумажные фабрики В. Говарда и К». В 1871 году уехал
из России. В 1900-х годах бумага Говарда получала
Grand Prix
Всемирной выставки.
Отец П.Г.·Щепочкина Григорий Иванович − компаньон
А.А. Гончарова и Тимофея Карамышева, основавшего в 1718 году
Полотняный завод. С 1735 года Полотняным заводом владели
А.А. Гончаров и Г.И. Щепочкин. Дочери П.Г. Щепочкина
Мария (Бистром) и Елена (Мещеринова) унаследовали
соответственно долю Полотняного завода и фабрику в Кондрово.
Полотняный Завод прекратил выпуск бумаги в 1861 году.
Кондрово выпускает − до настоящего времени.
Фабрики, варившие бумагу для А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого,
разделяли девять километров (Медынский уезд Калужской губернии).

В настоящее время − Кондрово, (Троицкая фабрика пустует).
// Сайт Заксобрания Калужской области и др.

БУМАГА (фото, позитив)

KODAK,
ILFORD
(АНГЛИЯ)

«
034
(Бумага фотографическая белая блестящая…
в оригинальной упаковке Кодак…
Бумага фотографическая фабр
Ilford…
в Красном конверте оригинальной упаковки…)».

 «Ильфорд» основал в 1879 году Альфред Хью Харман
(
A. H. Harman) в деревушке Ильфорд (Ilford), Лондон.
С 1891 года
Britannia Works Company (4 вида пластин,
6 видов бумаги). В 1897 году продан Харманом.
С 1898 года −
The Britannia Works. C 1902 − Ilford Limited.

В настоящее время − HARMAN technology Ltd/ILFORD PHOTO).
//
Сайт HARMAN technology/ILFORD PHOTO

НЕГАТИВЫ

ПОБЕДА
(РОССИЯ)
,
LUMIERE
(ФРАНЦИЯ)

«
negative_1».

 Братья Люмьер основали бренд в Лионе в 1883 году.
Их фабрика выпускала 4 млн. желатиновых фотопластин в год.
В 1895−1907 годах сосредоточились на синематографе.
Позже выпускали 35-мм целлулоидную пленку.

ПРОЯВИТЕЛЬ

AGFA
(ГЕРМАНИЯ)

«
035
(… проявитель «
Agfa»…)».

Бренд основали в 1867 году в Берлине Пауль Мендельсон,
сын композитора, и Карл Александр фон Мартиус.

В настоящее время − AGFA

СКРЕПКИ

GEM
(АНГЛИЯ)

«
036».

Бренд основан в 1899 году.
Патент («защелка для билетов») − Самуэль Фей (
S. Fay) 1867 года.
Патент («
Paper Clip») − Вильям Миддлбрук (W. Middlebrook) 1899 года.
Он же изобрел машину по изготовлению скрепок.
В 1899 году компания «
Cushman and Denison»
выкупила его патент и создала торговую марку «
GEM».
Оставалась монополистом до изобретения в 1934 году
Готической скрепки.
// Канцелярия

В настоящее время − GEM

ТРАНСПОРТ (велосипед)

HUMBER THOMAS
(АНГЛИЯ)

«
gumber
(55 1880/а3815 Счет-письмо представителя английской
велосипедной фирмы Гумбер к С.А. Толстой)».

Humber основан в 1868 году для производства велосипедов.
В 1898 году выпустил первый (трехколесный) автомобиль.
С 1901 года выпускал четырехколесные автомобили.
С 1976 марка не используется (в составе
Chrysler).

В настоящее время (с 1979 года) − в составе Peugeot.

Далее можно было бы перечислять венские (Вена) кресла, стулья, буковую палку-стул и др.
Очевидно, что без этих непатриотичных предметов наследие Л.Н. Толстого, в том числе, его − отмечающий 95-летие музей «Ясная Поляна» − были бы иными.
Однако Л.Н. Толстой жил в Ясной Поляне среди этих брендовых предметов.

Более того, в доме автора «Анны Карениной», сохранились:

«Виллер и Вильсон № 182200», швейная машинка.

«[…]
jele
[…]».
«[…]
vasa
[…]
vasa_2
[…]».

 А семена и саженцы Толстые покупали у «Э. Иммер и Сын». Всегда?

Immer (нем.) − постоянно, всегда.

«[…]
immer_price
[…
]».

Каталог «Иммер…».


Роза столепестковая (Rosa centifolia) rose_100_mus,
существовавшая в Ясной Поляне в 1800−1910 годах,
− в настоящее время в РФ исчезающий вид.

«Иммер», помимо прочего, − первые в России пакетики для семян с картинкой.

Музей интродуцирует исчезнувшие виды яснополянской флоры
и рассмотрит предложение о покупке Розы столепестковой и др.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Автор выставки − Д.Н. Тихонова.


© ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник
«Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», 2016.

При упоминании и цитировании материалов выставки
обязательна ссылка на сайт с указанием интернет-адреса материала.
Публикация образов архивных документов допускается
только с разрешения архивов, в которых они хранятся.


 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
mosaic_100x100