Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Выставка «Ефим Честняков. Художник сказочных чудес»
12 октября - 19 декабря 2010, галерея «Ясная Поляна» (Тула, Октябрьская, 12)

Организаторы выставки:Министерство культуры РФ, Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

evЕфим Васильевич Честняков родился 19 декабря 1874 года в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии в семье крестьянина. После окончания уездного училища в Кологриве и Новинской учительской семинарии в Ярославской губернии работал народным учителем.

Утверждение на «художественном поприще» началось в 1899 году в Петербурге. По рекомендации друзей из круга передовой уездной интеллигенции он был принят в благотворительную художественную студию княгини М.К. Тенишевой под общим руководством Репина.

Позже зачислен вольнослушателем в натурный класс Высшего художественного училища при Академии художеств, где его учителями были профессора Савинский, Циоглинский, Мясоедов, Творожников. Далее по совету Репина учился в Казанской художественной школе у Игишина и Скорнякова. Из Казани снова вернулся в Петербург.

«Вся жизнь моя, – писал позже Честняков, – непрерывная борьба с преградами на пути к учению». Эти преграды создавались, прежде всего, крайней материальной нуждой семьи художника и настойчивым желанием отца вернуть своего единственного сына домой к крестьянской работе. Учась в Петербурге, в поисках заработка он готов был «исполнять хотя бы и различную малую работу то здесь, то там: у одного на рубль, у другого на полтинник».

В 1905 году после расстрела мирной демонстрации рабочих у царского дворца, Ефим Честняков возвращается домой в Шаблово. Основной результат петербургского периода – Честняков стал художником. Успехи его были отмечены Репиным: «Я Вас считаю незаурядным, у Вас талант… Вы уже художник. Это огонь, это уже ничем не удержишь…»

По возвращении в деревню Е.В. Честняков записывает: «Искусство постигает всё. Учился и вот живу дома… Я думаю: засвети-ка лучину, Ефим!». Этот шабловский период творчества художника с 1905 по 1913 гг. можно уподобить пушкинской «болдинской осени». В это время были созданы основные его произведения в живописи и графике; записаны его литературные опыты в жанре лирической поэзии, бытовой сказки, поэмы, философские эссе. Он осваивает искусство скульптуры малых форм (обожжённая глина, раскраска), фотографическое искусство, создаёт кукольный детский театр.

В 1913 году Е.В. Честняков предпринимает попытку выйти со своим искусством на широкую зрительскую арену – выезжает со своими «диковинками» в Петербург. В репинской Куоккале знакомится с Горьким, Шаляпиным, Чуковским; публикует сказки: «Сергиюшко», «Иванушко», «Чудесное яблоко», получает заказ на иллюстрации в детском издательстве «Родник».

В 1914 вновь возвращается домой в Шаблово. В дальнейшем он уже никогда не покидает свой лесной Кологривский край. Работая в деревне, Е.В. Честняков преследовал цель средствами искусства воздействовать на быт и труд крестьянского народа, совершенствовать его духовный мир и таким образом создать «универсальную крестьянскую культуру».

«Фантазия – она реальна. Когда фантазия сказку рисует, это уже действительность… Гляди вперёд… И по красоте твоих грёз ты займёшь своё место» - так декларирует Честняков свою веру в действенную силу преобразующей мир художественной фантазии.

Вековая мечта о лучшей доле, о царстве добра и справедливости, о мире Всеобщего Благоденствия получает воплощение в творчестве Честнякова: роман-сказка о Стафии – короле тетеревином; лирические стихи, поэтические эссе и изящные акварели о Марко Бессчастном, масштабные полотна: «Город Всеобщего Благоденствия», «Щедрое яблоко», «Сказочный мотив», собрание скульптур под общим названием «Кордон» и многое другое. Мир сказки причудливо совмещается на его полотнах и «словесности» с миром реальным, народной мечтой и научной фантастикой.

Ориентация на целостный фольклорный характер восприятия жизни определяет свойственные искусству Честнякова обобщения: создаются не столько индивидуальные характеры, сколько типы, веками складывавшиеся в народном сознании. Всякий раз, когда Честняков сам показывал свои «диковинки», он делал это весьма своеобразно: это были театрализованные кукольные представления с использованием картин-декораций, со стихами и рассказами… Именно поэтому художник не продавал свои картины – они были в его руках орудием, были нужны «как пахарю нужна соха, музыканту – скрипка». Он мог продать глиняную свистульку, но не продавал скульптуры – глинянки, они были «его семьёй, его артистами».

В первые годы после революции Е.В. Честняков предпринял попытку соединить своё представление о народном искусстве с культурной политикой советской власти. Он принял участие в работе Кологривского пролеткульта, руководил театральным кружком и студией рисования. В родном Шаблове организовал детский дом, в котором крестьянские дети приобщались к искусству. В 1924 и 1925 гг. состоялись выставки картин художника в Кологриве, на которых он выступал с чтением стихов и театральными представлениями. Однако его идея «универсальной крестьянской культуры» и реалии тогдашней деревни оказались несовместимыми, как и сам художник был «всем властям неподходящ». Когда у него не стало сил и средств на создание крупных живописных произведений, он начал, как в детстве, рисовать карандашами и акварельными красками своих земляков – детей и взрослых, фантастические пейзажи на маленьких листках бумаги. Земляки помнят Честнякова не только как деревенского художника и бродячего артиста, но чтут его также как народного лекаря, провидца, старца-учителя житейской мудрости.

Умер художник 27 июня 1961 года, похоронен недалеко от родного Шаблова на кладбище села Илешево. Лишь в 1968 г . научные сотрудники музея вывезли сохранившиеся картины, рукописи и скульптуры - глинянки Честнякова из Шаблово и других мест Кологривского района в Кострому. После реставрации они регулярно выставляются в залах Костромского художественного музея. В собрании музея насчитывается более 100 живописных картин, более 400 графических листов, около 100 «глинянок», а также рукописи, фотографии, личные вещи художника.

Выставки произведений Е.В. Честнякова прошли во многих городах России и за рубежом – в Париже, Флоренции, Турине, Москве, Петербурге, Куйбышеве, Вологде.

 
Оценка услуг

Сайты музея:

Instagram


Отзывы о Ясной Поляне на
 tripAdvisor
unesco_Converted
4geo_150x150
mosaic_100x100