Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Среди материалов коллекции тканей немемориального фонда ярким радостным пятном выделяется собрание крестьянской одежды, принадлежавшей уроженцам деревни Ясная Поляна. Редкая фотография нашего фонда, на которой запечатлены три яснополянские крестьянки – Аксинья Базыкина с дочерью и внучкой – позволяет ясно представить жизнь этих вещей в их естественной среде. Дочь Аксиньи, Лукерья Ермиловна, на снимке в традиционной для нашего региона женской одежде: рубаха, понева и занавеска. Среди материалов коллекции есть почти точные аналоги такой поневы и занавески. Глядя на фотографию, понимаешь, откуда Л.Н.Толстой черпал вдохновение для создания неповторимых образов своих произведений «Поликушка», «Идиллия», «Тихон и Маланья» и др. Так, в повести «Дьявол» перед нами предстает Степанида: «В белой вышитой занавеске, красно-бурой понёве, красном ярком платке, с босыми ногами, свежая, твердая, красивая, она стояла и робко улыбалась». В образе этой женщины сосредоточие при-родной силы, красоты, ума, здоровья и какого-то неповторимого обаяния.

Возвращаясь к характеристике данной коллекции, необходимо заметить следующее. Она невелика – всего пятнадцать предметов. В них  выражен типичный характер народного костюма, сложившегося в быту многих поколений. Основными тканями, из которых они выполнены, являются домотканые холсты и шерсть простого полотняного плетения. Крой одежды отличается конструктивностью, так как общим модулем является ширина полотнища домотканой ткани. Преобладает в данном собрании одежда женская, то есть наиболее выразительная в художественном решении. Ее составляющие типичны для южной формы русского народного костюма. Среди предметов коллекции есть образчики будничной и праздничной одежды,  различающиеся между собой только количеством декора и особой яркостью. Мужская одежда представлена значительно меньшим числом экземпляров, но характерными образцами, в которых четко прослеживается однотипность русского мужского костюма – рубахи-косоворотки и порты традиционного кроя. Один из предметов коллекции позволяет проследить тенденцию в изменении стиля крестьянской одежды, которая во второй половине XIX – начале XX веков начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви, а затем в изменении форм одежды. В начале ХХ века повсеместно приобретает популярность сатиновый сарафан. Сарафан из нашей коллекции выполнен из качественного материала фабричной работы с изысканной расцветкой. Обладательница его была не только мастерицей, но еще отличалась тонким эстетическим вкусом. 

Одежда никогда не была для крестьян просто «совокупностью предметов», которыми покрывают свое тело. Она была частью их жизни, их сути. В этих вещах раскрывалась душа русского народа: его изобретательность, неиссякаемая фантазия, трудолюбие, веселый доброжелательный нрав.

Народный костюм – бесценное достояние нашей культуры. А яркие выразительные предметы коллекции одежды яснополянских крестьян стоят в ряду ценнейших источников по изучению материальной и духовной культуры  русского народа.

 

Безрукавка женская. Конец XIX в. Россия, Тульская губерния, деревня Ясная Поляна
Плис, ситец, вата, тесьма, машинное ткачество, сшита на руках, ручная вышивка
Дл.-73,0; ширина по низу-344,0

ТК 2

Поступление 1930-х годов
Принадлежала одной из крестьянских семей деревни Ясная Поляна
Оценка услуг