Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Виктор Павлович Батурин (1863-1938) – русский живописец. Уроженец Тульской губернии. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1888). Его учителями были П.С. Сорокин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Е.С. Сорокин и В.Д. Поленов. В 1888-1915 годах жил в Москве. Служил декоратором Большого театра, давал уроки в частных гимназиях, занимался росписью церквей и частных имений. В летние месяцы ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую и другие губернии. С 1919 по 1930 годы жил в Павлодаре, где руководил художественной студией и преподавал в учебных заведениях; последние восемь лет жизни – в Москве, Новосибирске, Туле и Алексине, Куйбышеве. Он много работал: были заказы из Москвы, посылал свои пейзажи в Америку к Илье Львовичу Толстому. Батурин был дружен с сыном Л.Н.Толстого. Еще в 1914 году Виктор Павлович вместе с сыном Кириллом жил в его имении в Калужской губернии – Мансурово. Он был также знаком и с семьей Льва Николаевича Толстого, бывал в Ясной Поляне, писал этюды, многие из которых были подарены им в Московский музей Толстого.

Батурин писал пейзажи, натюрморты, картины на бытовые сюжеты в русле реалистических традиций передвижников. Из наиболее известных дореволюционных работ живописца следует назвать «Ненастье», «Весенний день», «Закат», «Рубка леса», «Горный пейзаж», «На хуторе», «Москва-река», «Весенние сумерки», «Полевые цветы», «Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне» и др.

Батурин являлся одним из основателей Товарищества Передвижных Художественных выставок и регулярно участвовал в его экспозициях. Представлял свои работы на выставках Московского общества любителей художеств и Петербургского общества художников, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), на Всемирной выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. В общей сложности Виктор Павлович принимал участие в различных выставках с 1885 по 1938 годы, где его картины охотно приобретались. Так, с выставки картин Петербургского общества его работа «Сад цветет» была куплена для Зимнего дворца.

Картины Батурина представлены в Государственной Третьяковской галерее, в музее-усадьбе В.Д. Поленова, в Государственном музее Л.Н. Толстого, в Самарском, Иркутском, Ульяновском, Тульском, Павлодарском художественных музеях, а также в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.

В фондах Ясной Поляны бережно хранятся три его работы: «Река Воронка», «На реке Воронке», «Станция Козлова засека».

Первые две работы представляют живописные окрестности небольшой речки, которых множество в средней полосе России. Но эта речка для нас особенная. Являясь притоком Упы, она начинает свой путь в южной части Тулы, протекает на восток возле Калинового луга, описанного Толстым в романе «Анна Каренина». На правом берегу Воронки расположено имение «Ясная Поляна», обитатели которого любили эти места. Л.Н.Толстой часто совершал здесь пешие и конные прогулки, купался в реке. В связи с этим стоит вспомнить фотографии В.Г. Черткова: «Толстой возвращается с купания на реке Воронке» (1905), «Купальня на реке Воронке» (1908), «Толстой у плотины через реку Воронку» (1908) и др.  

Картина «Станция Козлова Засека» – колоритный осенний пейзаж в районе ближайшей к Ясной Поляне железнодорожной станции, открытой в 1864 году. Здесь останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время – дачные поезда. Толстые часто встречали на станции своих гостей. Поездки семьи в Москву осуществлялись через Козлову Засеку. На Козловке получали почту. И часто это делал сам писатель, отправляясь туда верхом. С этой станцией связаны и трагические события 1910 года: сюда прибыл траурный поезд со станции Астапово, который привез гроб с телом Л.Н.Толстого.    

Созданные в конце XIX - начале XX столетия картины В.П. Батурина запечатлели окрестности Ясной Поляны такими, какими их видел писатель. Следовательно, для нас работы Виктора Павловича имеют огромное значение. Ведь при посещении музея происходит не тривиальное знакомство с биографией Толстого или его творческой деятельностью, а встреча с ним самим, знакомство с особенностями его быта, с окружающей природой, которую он любил, которая его вдохновляла. Чем вернее и усерднее сохраняется этот облик, тем убедительнее впечатление, тем сильнее эмоциональное воздействие на посетителя. Картины Батурина являются незаменимым материалом для работы по поддержанию и восстановлению исторического ландшафта.

Батурин В.П.

На реке Воронке.

Конец XIX - начало XX в. Ясная Поляна (?)

Холст, масло. 53,0х89,0.

Справа внизу подпись: «В.Батурин»

Ж-172

Приобретена у И.Д.Щепакина (Тула) в 1957 году.

Оценка услуг