Особую группу графических работ, хранящихся в Ясной Поляне составляет коллекция эскизов костюмов к кино- и театральным постановкам по произведениям Л.Н. Толстого.
Театральный спектакль – живой организм, кино – фотографично, поэтому требует четкой работы, слаженности и взаимопонимания всех звеньев этого творческого процесса.
Художественная составляющая любой киноленты тесно связана с общим замыслом картины. Она включает в себя не только внешнюю обстановку, среду, где будут жить и действовать герои, но и то, во что и как они будут одеты. Таким соавтором режиссера, главного художника, а определенным образом и актеров, является художник по костюмам, создающий визуально-художественный облик действующих лиц. Внешний вид персонажей складывается не только из костюма, но и из мелких деталей и аксессуаров, часто помогающих раскрыть (а зрителю понять) внутреннее содержание и эмоциональное состояние героев.
В этом отношении знаковой фигурой для киностудии «Мосфильм», да и для российского кинематографа, является Заслуженный работник культуры, художник по костюмам Нелли Ефимовна Фомина. Она родилась в Перми, там же получила первые художественные навыки, занимаясь в изостудии при ДК им. Свердлова. В 1959 г. она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства, а после его окончания,, получив специальность художника-технолога, стала работать в пермском Доме моделей. Кинематограф ворвался в ее жизнь в конце 1960-х годов. Дебютом для молодой художницы стало участие в работе по созданию костюмов к фильму А. Птушко «Сказка о царе Салтане». С 1971 г. творческая жизнь Н.Е. Фоминой связана с «Мосфильмом». Более трех десятилетий она отдала работе на крупнейшей кинофабрике страны.
Художница за это время создала костюмы более чем к сорока отечественным и зарубежным кино- и телефильмам. Долгая кинематографическая жизнь подарила Нелли Ефимовне общение и сотрудничество с очень разными по киноязыку и стилистике режиссерами.
Среди тех, с кем ей пришлось работать, были Александр Птушко, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский. С последним ее связывала многолетняя дружба и работа над тремя картинами «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». В 1986 г. Н.Е.Фомина встретилась с М. Швейцером: Она создавала костюмы к его фильму «Крейцерова соната». Большим ценителем таланта и мастерства Н.Е. Фоминой была и остается выдающаяся балерина - М.М. Плисецкая, по просьбе которой художница создала несколько костюмов для фильма-балета «Анна Каренина» (реж. М. Пилихина, 1974 г), а также для балетных спектаклей «Чайка» Родиона. Щедрина и «Гибель розы» Густава Малера.
Возможно, секрет долгой, успешной и продуктивной работы Н.Е. Фоминой в кино это сочетание собственного творчества и точное следование режиссерскому замыслу.
Работы Н.Е.Фоминой хранятся в Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в Музее кино, в Государственной Третьяковской галерее и других российских музеях. В издании «Всеобщий словарь по искусству. Изобразительное искусство всех времен и народов» о ее работах сказано, что их «отличает элегантность, точность и убедительность».
С творчеством Л.Н. Толстого художнице пришлось встретиться дважды. В 1974 г. она создала несколько костюмов для фильма-балета Р. Щедрина «Анна Каренина», снятого М. Пилихиной. В основу которого была положена постановка 1972 г. Большого театра Союза ССР, где главные партии исполняли М. Плисецкая (Анна) и А. Годунов (Вронский). Через 12 лет, в 1986 г., Н.Е. Фомина создала костюмы к фильму М. Швейцера «Крейцерова соната» (1987 г.), который стал событием отечественного кинематографа перестроечного времени. В 1989 г. картина была удостоена Государственной премии им. Братьев Васильевых.
В фондах яснополянского музея хранится 32 эскиза Н.Е. Фоминой. Они были приобретены у автора в 1996 и 2012 г. Это 3 эскиза костюмов к фильму-балету «Анна Каренина»; остальные 29 – к кинофильму «Крейцерова соната». Большинство рисунков выполнено на тонированной бумаге графитным карандашом, есть также эскизы акварелью и темперой.
К сожалению, не все изобразительные материалы «костюмной части» «Крейцеровой сонаты сохранились, многие из них были утрачены в процессе работы над фильмом, возможно, что-то затерялось на киностудии и в швейных мастерских. Однако то, что мы имеем – рабочие материалы, наброски, а также законченные цветные эскизы - позволяет приблизиться к «кинозакулисью», к процессу творческого исследования, поиска и увидеть его воплощение.