Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Особую группу графических работ, хранящихся в Ясной Поляне составляет коллекция эскизов костюмов к кино- и театральным постановкам по произведениям Л.Н. Толстого.

Театральный спектакль – живой организм, кино – фотографично, поэтому требует четкой работы, слаженности  и взаимопонимания всех звеньев этого творческого процесса.

Художественная составляющая любой киноленты тесно связана с общим замыслом картины. Она включает в себя не только внешнюю обстановку, среду, где будут жить и действовать герои, но и то, во что и как они будут одеты. Таким соавтором режиссера, главного художника, а  определенным образом и актеров, является художник по костюмам, создающий визуально-художественный облик действующих лиц.  Внешний вид персонажей складывается не только из костюма, но и из мелких деталей и аксессуаров, часто помогающих раскрыть (а зрителю понять) внутреннее содержание и эмоциональное состояние героев.

В этом  отношении знаковой фигурой для  киностудии «Мосфильм», да и для российского кинематографа, является Заслуженный работник культуры, художник по костюмам Нелли Ефимовна Фомина. Она родилась в Перми, там же получила первые художественные навыки, занимаясь в изостудии при ДК им. Свердлова. В 1959 г. она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства, а после  его окончания,, получив специальность художника-технолога, стала работать в пермском Доме моделей. Кинематограф ворвался в ее жизнь в конце 1960-х годов. Дебютом для молодой художницы стало участие в работе по созданию костюмов к фильму А. Птушко «Сказка о царе Салтане».  С 1971 г. творческая жизнь Н.Е. Фоминой связана с «Мосфильмом».  Более трех десятилетий она отдала работе на крупнейшей кинофабрике страны.

Художница за это время создала костюмы более чем к сорока отечественным и зарубежным  кино- и телефильмам. Долгая кинематографическая жизнь подарила Нелли Ефимовне общение и сотрудничество с очень разными по киноязыку и стилистике  режиссерами.

Среди тех, с кем ей пришлось работать, были Александр Птушко, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Андрон Кончаловский,  Андрей Тарковский. С последним ее связывала многолетняя дружба и работа над тремя картинами  «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».  В 1986 г. Н.Е.Фомина встретилась с М. Швейцером: Она создавала костюмы к его фильму «Крейцерова соната». Большим ценителем таланта и мастерства  Н.Е. Фоминой была и остается  выдающаяся балерина - М.М. Плисецкая, по просьбе которой художница создала несколько костюмов для фильма-балета «Анна Каренина» (реж. М. Пилихина, 1974 г), а также для балетных спектаклей «Чайка» Родиона. Щедрина  и «Гибель розы» Густава Малера.

Возможно, секрет долгой, успешной и продуктивной работы Н.Е. Фоминой в кино это сочетание собственного творчества и точное следование режиссерскому замыслу.

Работы Н.Е.Фоминой хранятся в Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в Музее кино, в Государственной Третьяковской галерее и других российских музеях. В издании «Всеобщий словарь по искусству. Изобразительное искусство всех времен и народов» о ее работах  сказано, что их «отличает элегантность, точность и убедительность». 

С творчеством Л.Н. Толстого художнице пришлось встретиться дважды. В 1974 г. она создала несколько костюмов для фильма-балета Р. Щедрина «Анна Каренина», снятого М. Пилихиной. В основу которого была положена постановка  1972 г. Большого театра  Союза ССР, где главные партии исполняли М. Плисецкая (Анна) и А. Годунов (Вронский). Через 12 лет, в 1986 г.,  Н.Е. Фомина создала костюмы к фильму М. Швейцера «Крейцерова соната» (1987 г.),  который стал  событием отечественного  кинематографа перестроечного времени.  В 1989 г. картина была удостоена Государственной премии им. Братьев Васильевых.

В фондах яснополянского музея  хранится 32  эскиза Н.Е. Фоминой. Они были приобретены у автора  в 1996 и 2012 г.  Это 3 эскиза костюмов к фильму-балету «Анна Каренина»; остальные 29 – к кинофильму «Крейцерова соната». Большинство рисунков выполнено на тонированной бумаге графитным карандашом, есть также эскизы акварелью и темперой. 

 К сожалению,  не все изобразительные материалы  «костюмной части»  «Крейцеровой сонаты сохранились, многие из них были утрачены в процессе работы над фильмом,  возможно, что-то затерялось на киностудии и в швейных мастерских.  Однако то, что мы имеем – рабочие материалы, наброски, а также законченные цветные эскизы - позволяет приблизиться к  «кинозакулисью», к процессу творческого исследования, поиска и увидеть его воплощение.

Позднышев. Эскиз костюма к кинофильму М. Швейцера «Крейцерова соната». 1986 г.
Бумага эскизная, акварель. 29,4х19,6.

Приобр. у автора (Москва)

ГР-2264

Оценка услуг