Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Коллекция скульптуры яснополянского музея до недавнего времени располагала всего двумя работами известного скульптора-монументалиста Анатолия Ивановича Посядо (1908-1987), поэтому поступление пяти камерных анималистических скульптур из его мастерской в поселке Кратово Московской области, стало знаменательным событием в жизни музейного собрания.  Работы А.И. Посядо, хранящиеся теперь в Ясной Поляне, представляют его как автора кабинетной пластики. В Кратово в настоящее время живет и работает дочь скульптора – медальер Нина Анатольевна Посядо (род. 1942).  Со скульптурными работами отца она передала в музей и свои работы. Это -  уникальные экземпляры медалей-диптихов, посвященных Л.Н. Толстому и Н.Н. Ге. Вновь поступившее собрание небольшое по объему, всего 9 единиц музейного хранения, однако, состоит оно исключительно из авторских экземпляров.

А.И. Посядо родился в Калуге, в семье военного. Он рано потерял отца, чтобы помогать семье, в 12 лет пошел работать. В профессию и в искусство пришел уже сформировавшейся личностью, почти в 30 лет. В 1937 г. он стал студентом факультета скульптуры Московского государственного художественного института (ныне им. В.И. Сурикова). Учителями А.И. Посядо были такие выдающиеся русские мастера, как В.Н. Домогацкий, Л.В. Шервуд, и А.Т. Матвеев. А.И. Посядо обладал особым талантом в изображении животных, особенно лошадей, что позволило ему впоследствии стать крупнейшим в нашей стране мастером-анималистом второй половины ХХ в.  

Тема взаимоотношения человека и лошади, к которой он обращался в «историческом, бытовом и этнографическом аспектах» -  одна из главных в его творчестве. А.И. Посядо – признанный автор в таком сложном виде монументальной скульптуры, как конный памятник.  Классическими образцами советского монументализма стали его конные памятники Г.К. Котовскому в Кишиневе (1954 г.), М.В. Фрунзе в Бишкеке (1967 г.), К.Е. Ворошилову в Луганске (1981 г.).  А.И. Посядо работал также в области монументально-декоративной и станковой скульптуры, занимался пластикой малых форм. Его произведения хранятся в крупнейших музейных собраниях нашей страны: Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

А.И. Посядо много сотрудничал с Каслинским заводом архитектурно-художественного литья, был автором многих его моделей. Первой его работой, поступившей в яснополянское собрание в 1956 г., стала скульптурная группа «М.И. Кутузов и П.И. Багратион». Конные образы двух полководцев, героев Отечественной войны 1812 года, талантливо созданные автором, стали обобщенным символом Бородинского сражения и грядущей победы русской армии над Наполеоном. Данная скульптурная группа одновременно является образцом высококлассного каслинского литья и раритетным экземпляром одной из ранних отливок, т.к. данная композиция была запущена заводом в производство в 1956 г.

Талант анималиста позволил создать языком пластики лаконичные внешне и емкие по содержанию, яркие скульптурные образы животных, которые окружали мастера в жизни, образы, которые очень близки тем, что живут на страницах произведений Л.Н. Толстого.

Таковыми являются работы А.И. Посядо, представленные в яснополянском музее. Особое место среди них занимает скульптура «Холстомер в старости» (1960 г.). Это одна из его иллюстраций к литературным произведениям русской классики. В отрешенно-понурой фигуре старого Холстомера, созданной А.И. Посядо, звучат пронзительно-щемящие и трогательные строки повести Л.Н. Толстого: «Бывает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая, и величественная вместе. Старость пегого мерина была именно такого рода. … Действительно, было что-то величественное в фигуре этой лошади и в страшном соединении в ней отталкивающих признаков дряхлости… и выражения самоуверенности и спокойствия…».

Н.А. Посядо – один из современных и признанных мастеров медальерного искусства, ее имя - на страницах учебника по технике медали и в алфавите медальеров интернет каталога «Советский знак». Она - выпускница Московского высшего художественное промышленного училища (ныне Москов­ская госу­дар­ствен­ная худо­же­ственно-про­мыш­лен­ная академия им. С.Г.Стро­га­нова), член Союза художников России, лауреат международных конкурсов. Ее работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, музея «Оружейная палата» Московского Кремля, Государственного исторического музея, в частных собраниях и галереях Росси и зарубежных стран.

В фондах представлены ее медали-диптихи, посвященные Л.Н. Толстому и Н.Н. Ге. Это уникальные авторские медали, существующие в единичных экземплярах. Мастер-модель для бронзовых отливок и последующая их доводка были выполнены самой Ниной Анатольевной.

Постоянное движение и творческий поиск на всех этапах создания скульптурного образа -  то главное, что присуще ее медальерной пластике.   Данные работы экспонировались на ее персональных выставках, проходивших в нашей стране и за рубежом.

Аверс и реверс каждой медали выполнен на отдельной пластине, что помогает приблизиться к единству восприятия художественного и философского замысла автора, по-новому взглянуть на образы великих представителей русской культуры.

Отец и дочь Посядо представители совершенно разных пи направлений в скульптуре, но главным творческим началом для них как для художников является правда, верность натуре и искренность в общении со зрителем особым языком пластики.  Оригинальность, яркость и высокий профессионализм работ сделают их непременными участниками будущих музейных выставок и экспозиций.

Посядо А.И. М.И.Кутузов и П.И.Багратион. 1956 г.
Чугун, литье. 56,5х41,0х58,5.

Ппиобр. в 1956 г. в отделе подарков ГУМа (Москва)

СК-3

Оценка услуг