The State Memorial and Natural Preserve "Museum-estate of Leo Tolstoy "Yasnaya Polyana"
  • krokus.jpg
  • kucherskaya.jpg
  • midpond.jpg
  • pond_eng.JPG
  • pond_eng2.jpg
  • veranda.jpg
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Сергей Николаевич Салтанов (1870-1917) – русский живописец и график. К сожалению, биографических сведений о нем чрезвычайно мало. Известно, что он учился в Московском университете, затем в Париже в академии Жюльена, где познакомился с дочерью Л.Н.Толстого Татьяной Львовной. Позже часто бывал в Ясной Поляне. Здесь он создал значительную часть своих работ – преимущественно видов Ясной Поляны, а также различных зарисовок, изображающих ее обитателей. В 1912 году Салтанов гостил в имении С.Л.Толстого Никольское-Вяземское Чернского уезда Тульской губернии. Там сделал ряд этюдов, в том числе два этюда с церковью, построенной еще отцом Л.Н.Толстого. Гостил художник и в имении И.Л.Толстого Дубравка Калужской губернии, где тоже занимался живописью. Писал также и в имении Ф.Шаляпина. Летом 1913 года Салтанов смог предпринять поездку на этюды в Плёс, на Волгу, а осенью того же года – в Новый Иерусалим.

Весной 1914 года С.Н.Салтанов оказался во Франции. Ему не суждено было вернуться на Родину. Когда началась Первая мировая война, он поступил на службу в госпиталь «Белльвю» в Каннах в качестве административного чиновника, потом был переведен в Салоники и там скончался от сыпного тифа в 1917 году.

Его искусство пользовалось значительной популярностью в Москве в начале ХХ века. В 1908 и 1913 годах состоялись персональные выставки С.Н. Салтанова. Работы художника были представлены на Толстовской выставке в 1911 году.

Сегодня его произведения хранятся в фондах Гос. музея Л.Н.Толстого в Москве, в музее-усадьбе «Ясная Поляна», в фондах Плёсского музея-заповедника, а также во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

В творчестве художника заметно влияние французских импрессионистов. Париж привил ему ту художественную манеру, которой он впоследствии всегда отличался: в каждой работе мы видим «особую мягкость кисти Салтанова и свойственный ему одному серовато-голубой колорит, своего рода прозрачный туман…». «Я так вижу природу, – объяснял он окружающим. – В природе нет чистого белого, зеленого или красного цветов. Нас разделяет воздух, он-то и сообщает всему, что мы видим, эту дымку, эту легкую завуалированность, которая не бросается в глаза человеку невнимательному, и с которой не может не считаться художник».  

Гостя в Ясной Поляне, Салтанов избегал выходить на этюды в яркие солнечные дни. Он предпочитал погоду тихую, скромную, несколько затуманенную и потускневшую. Обитатели усадьбы называли ее «салтановской».

Салтанов был первым художником, создавшим целую галерею яснополянских пейзажей, дышащих уютом и поэзией. Его считали истинным певцом Ясной Поляны. Секретарь Л.Н.Толстого В.Ф.Булгаков в своей книге «Встречи с художниками» писал: «Среди имён, хорошо знакомых каждому искусствоведу, в моих воспоминаниях есть только одно, известное лишь посетителям Ясной Поляны и других музеев Л.Н.Толстого: это – Сергей Николаевич Салтанов. Я ставлю вопрос о пересмотре и переоценке художественного наследия этого талантливого и своеобразного пейзажиста, которого хотелось бы назвать яснополянским Левитаном».

Для нас работы Салтанова имеют еще и историческое значение. Ведь одной из важнейших задач музея является сохранение толстовской усадьбы для будущих поколений. Салтанов писал Ясную Поляну впервые два-три года после смерти Л.Н.Толстого. То есть он показал ее нам такой, какой ее знал великий писатель. По прошествии времени многое изменилось в усадьбе и в деревне. Отсюда особая ценность картин и этюдов С.Н.Салтанова как памятников прошлого.

Салтанов С.Н.

Вид зимой на дом Толстого.  Этюд.

1912 г.  Ясная Поляна.

Холст на картоне, масло. 23,0х15,0.

Слева внизу подпись и дата: «S.Saltanoff / 1912»

Ж-184

Поступил в 1958 году из архива С.А.Толстой-Есениной.

Ранее собственность художницы Ю.И.Игумновой.
Оценка услуг