The State Memorial and Natural Preserve "Museum-estate of Leo Tolstoy "Yasnaya Polyana"
  • krokus.jpg
  • kucherskaya.jpg
  • midpond.jpg
  • pond_eng.JPG
  • pond_eng2.jpg
  • veranda.jpg
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Ю.И.Игумнова (1871-1940) – уроженка старинного русского города Лебедянь. Училась в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где познако-милась с Т.Л.Толстой. Они подружились. Этим объясняется появление худож-ницы в Ясной Поляне. Однокашница Татьяны Львовны не только пришлась ко двору, но и стала большим другом семьи писателя. С 1899 по 1907 годы она жила у Толстых, помогая в разборке корреспонденций и переписке рукописей; ухаживала за больным писателем в Гаспре, куда выезжала в составе семьи. В  своих дневниках Толстой часто упоминает о ней. Начало ХХ столетия внесло необъяснимую сумятицу в жизнь художницы. В июле 1908 г. Игумнова поки-нула яснополянский дом. Работала в Аскании Нова Херсонской губернии, в знаменитом заповеднике. После смерти писателя до 1914 года жила в Ясной Поляне, «давая объяснения посетителям дома и могилы Толстого». Затем сно-ва уехала. В 1937 г. возвратилась, поселилась на деревне. Похоронена она, как того и хотела, недалеко от яснополянской усадьбы в  Кочаковском некрополе.  

На родине писателя берегут память о ней. Работы художницы и поныне укра-шают интерьер яснополянского дома. В спальне Л.Н.Толстого над кроватью висит «Портрет графини Татьяны Львовны Толстой» (1898 г.), о котором Лев Николаевич писал дочери из Ясной Поляны 31 декабря 1902 года: «Смотрю на твой милый портрет над собой и по лицу твоему вижу, что минутами ты мо-жешь понять… и найти утешение, а минутами чувство возьмет верх и ты бу-дешь страдать». В знаменитой «комнате под сводами» на стене около двери в «сундучную» портрет Л.Н.Толстого (1902 г.), на котором он изображен с кни-гой в руках в больничном кресле в Гаспре. На этом портрете, по выражению М.С.Сухотина, Толстой «прекрасно схвачен и запечатлен». Так же, как и на картине «Л.Н.Толстой верхом на Делире» (начало ХХ в.), где художница пред-ставила писателя во время прогулки в окрестностях яснополянской усадьбы. Кроме портретов и рисунков с Толстого и членов его семьи, Ю.И.Игумновой в Ясной Поляне сделаны многочисленные изображения разных животных. На одном из сохранившихся ее этюдов неоседланная лошадь белой масти на фоне деревьев с желто-зеленой листвой. Из пояснительной записки С.А.Толстой мы узнаем, что этот этюд был ей подарен автором.   

Представлены работы художницы и в коллекции живописи немемориального фонда. Почти все они были переданы в Ясную Поляну из Государственного музея Толстого (Москва) в 1958 году, через год после смерти его директора – внучки Л.Н.Толстого по линии сына Андрея Львовича С.А.Толстой-Есениной. Ранее эти работы хранились в ее личном архиве.

Среди них копии портретов предков писателя из имения А.Л.Толстого Тап-тыково Тульской губернии. Рассказывая о своей поездке к Андрею Львовичу в мае 1913 года в книге «О Толстом», В.Ф.Булгаков  пишет: «Столовая украше-на портретами предков: Волконский, Илья Андреевич Толстой, Волконская-Трубецкая – все, кого можно видеть на портретах, украшающих стены яснопо-лянского дома. В Таптыково – копии, изготовленные Ю.И.Югумновой». В фондах ГМТ хранится фотография Д.В.Никитина 1903 года «Ю.И.Игумнова пишет копию с портрета И.А.Толстого, деда Льва Николаевича».

Воспоминания о Таптыкове навевает и картина «Четверка лошадей», фоном  которой является помещичья усадьба; в ней угадывается общий стиль и знако-мые черты в виде одноэтажных светлых построек и низенькой жердевой изго-роди, обозначающей границы газонов и дорожек. В центре композиции  поро-дистые лошади караковой масти в великолепной сбруе. Вспомним, что в Тап-тыково у Андрея Львовича был свой конезавод!  

Сюжеты картин «Л.Н.Толстой верхом на Делире», о которой уже говорилось, и «Л.Н.Толстой на верховой прогулке» из немемориального фонда одинаковы. Но, приглядевшись, понимаешь, что последняя является откликом на события 1910 года. Авторский повтор создан в большой спешке и с величайшим волне-нием. Картон местами почти не прокрашен. Нет ярко-голубых и ослепительно белых тонов. На лице писателя не улыбка, вызванная радостью от бодрящей морозной свежести, а выражение боли и страдания. Пасмурный день поздней осени создает ощущение осиротевшей усадьбы. Довершает все это траурная окантовка по периметру и почти незаметная надпись мелким почерком на обо-ротной стороне картона: «Мое письмо А.Л-не». За всем этим чувствуется тон-кая и впечатлительная натура художницы, которая привычными средствами выразила свою душевную муку и поделилась ею с младшей дочерью Толстого. 

В 2004 году нашу коллекцию пополнила картина «Малороссия. Крестьянки в поле». Она находится в плачевном состоянии и включена в план реставрации живописных полотен немемориального фонда на 2015 год. По сюжету и коло-ритному решению работа выбивается из ряда представленных выше. Но ее наличие подтверждает интерес художницы к этому краю, объясняющий отчас-ти попытки Юлии Ивановны обосноваться в Аскании Нова Херсонской губер-нии после отъезда из Ясной Поляны.      

Игумнова Ю.И.

Четверка лошадей.

Начало XX в. Россия

Масло, картон. 40,0х49,0.

Ж-4

Передана из ГМТ. Дата поступления неизвестна.
Оценка услуг