The State Memorial and Natural Preserve "Museum-estate of Leo Tolstoy "Yasnaya Polyana"
  • krokus.jpg
  • kucherskaya.jpg
  • midpond.jpg
  • pond_eng.JPG
  • pond_eng2.jpg
  • veranda.jpg
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Среди материалов коллекции тканей немемориального фонда имеются замечательные образцы глубоко традиционного искусства – домотканые полотенца из отбеленного холста. Украшенные вышивкой и кружевом ручной работы, они являются самым распространенным видом орнаментированных изделий народного творчества.

В этом собрании представлено 23 предмета. Первые поступления относятся к началу 1970-х гг. Остальная (большая) часть коллекции активно формировалась в период с 1994 по 2001 гг. Все предметы, за небольшим исключением, были приобретены у жителей Ясной Поляны – потомков крестьян Фролковых, Ореховых, Румянцевых, Михеевых, чьи фамилии часто встречаются на страницах дневников и писем Л.Н.Толстого, а также в его художественных произведениях.

Сохранность данных предметов безупречна. Лишь в отдельных случаях они несут на себе следы бытового использования  – утраты нитей в части узора, местами посеченное кружево или небольшое пятно.

Предметы, входящие в состав данной коллекции, объединяют общая технология изготовления, цветовая гамма декора, мотивы орнамента, а также расположение орнаментальных полос на полотенцах.

По функциональному признаку их можно разделить на две группы: полотенца, предназначавшиеся для домашнего обихода, и полотенца для убранства крестьянского жилища. Ведь практически до середины прошлого века полотенцами украшали иконы, зеркала и семейные фотографии.

В предметах данного собрания четко прослеживаются две традиции на-родного творчества – кружево и вышивка, которыми украшены концы полотенец.

Кружево ручной работы выполнено крючком из хлопчатобумажных ниток белого цвета. Узор его, как правило, представляет собой вид плотной сетки с зубчатой каймой из полуромбов; по сетке растительный или геометрический орнамент: стилизованные цветы, горшки с цветами, несколько рядов плотно провязанных ромбов с отверстием посередине и др.

Вышивка выполнена преимущественно крестом шерстяными нитками красного и черного цветов в виде полос растительного или геометрического орнамента. Реже встречаются птицы или сюжетные вышивки (ТК-37, ТК-68, ТК-90, ТК-91). Есть в коллекции экземпляры, имеющие вставки, выполненные в технике филейного шитья (ТК-28, ТК-29).

Представляет интерес любопытный образчик (ТК-72), предназначенный исключительно для утилитарных целей: полотенце домотканое из неотбеленного холста саржевого плетения с красной затканкой, образующей на концах полотнища лаконичный декор в виде четырех разновеликих полос.

Вышитый текст присутствует в основном на полотенцах, предназначенных для декорирования красного угла в избе. Слова, вышитые на одном и на другом концах полотнища, вместе могут составлять фразы: «Где любовь, там и Бог», «Господи, спаси и сохрани», «Богородица / Святая». В ряде случаев за такими изделиями прослеживается характер человека или жизненная ситуация. Например, в слове «Богородица» (ТК-40) буква «Г» вышита зеркально, а в слове «Святая» пропущена буква «в». Очевидно, вышивала полотенце с большой любовью и старанием искусная мастерица, не владеющая грамотой. А за шутливым посвящением, вышитом на другом полотенце (ТК-99), видится смелая, кокетливая и веселая женщина: «Дарю сирдечна, дарю навечна / Каво люблю, таво дарю».

В коллекции присутствуют именные полотенца с инициалами: «Е.П.» (ТК-73), «А.Б.» (ТК-18,59), «Г.О.Ж.» (ТК-100), «Д.М.» (ТК-74). Теперь трудно по ряду причин определить персоналии, стоящие за данными инициалами. Исключение составляет последний случай. Это полотенце принадлежало домашнему врачу Толстых Д.П. Маковицкому,  единомышленнику писателя, свидетелю трагических финальных событий жизни Толстого. Прежде чем обрести статус музейного предмета, полотенце проделало длинный и сложный путь. В 1920 г. Маковицкий вернулся в Словакию – в родной город Ружомберок, где вскоре и умер. В 1966 г. его вдова – яснополянская крестьянка Матрена Константиновна Орехова-Маковицкая – посетила Ясную Поляну. Часть вещей, принадлежавших их семье, она оставила своей сестре Марии Константиновне Ореховой-Михеевой. Та, в свою очередь, подарила полотенце Душана Петровича школьному музею. А в 1998 г. учительница яснополянской средней школы М.К. Кукульская передала эту вещь в фонды музея.    

Филигранная тонкость рисунка, бесконечное разнообразие геометрического узора, диковинные цветы растительных орнаментов создают завораживающую красоту, несоразмерную, казалось бы, для столь утилитарных вещей. А дело в том, что полотенца использовались не только в утилитарных целях и для декорирования помещений. Мы, к сожалению, мало знаем о том, какие манипуляции с полотенцем совершались в древности славянами, о его магической роли в обрядах. А между тем в культуре древних славян полотенце связывалось с культом предков, поэтому было важным элементом родильных, погребальных и свадебных обрядов. При венчании полотенце клали на головы молодоженов. На полотенце принимали только что родившегося ребенка. На полотенцах опускали гроб в могилу, закрывали зеркала в доме, связывали ворота. Маленькое полотенце вкладывали в руку умершего. Полотенце осмысливалось как знак предков, оберег, жертва, как знак соединения, перехода дороги.

С тех пор прошло много времени. Сакральный смысл полотенца утратился. Но мы должны помнить, что на Руси полотенце было не только средством для поддержания чистоты и украшения дома. Это своего рода национальный символ, сопровождающий человека от рождения до смерти, почва для общения разных поколений. Для нас это неисчерпаемый источник познания истории, откуда происходят истоки искусства. Наши предки оставили нам в наследство огромное состояние, и мы обязаны не только не потерять эти бесценные сокровища, но и передать нашим потомкам!  

Полотенце
Конец ХIХ - начало ХХ вв. Россия
Холст, нити х/б, нити шерстяные, ткачество ручное, вышивка ручная, вязание ручное. 275,0х47,5

ТК-18

Приобретено у А.Веклич (г. Тула) в 1973 году

Оценка услуг